Обед в Новгороде

Sep 27, 2018 19:32

14 августа 2018; 16:00-16:30

Мы поехали в Новгород немного погулять. Вместе с Олей и ее детьми, нагуляв аппетит, зашли в столовку, что в доме угол Рогатицы и Большой Московской, недалеко от Ярославова Дворища. Столовая находится в здании, построенном в XIX веке, отремонтированном в ХХ веке после немецкой оккупации.
А когда-то на этом месте находился дом знаменитой Марфы Посадницы - вдовы Исаака Борецкого, замышлявшей освободить новгородцев от власти Иоанна ІІІ. О времени ее рождения неизвестно. Она происходила из рода Лошинских и имела на берегах Северной Двины огромные поместья. От Исаака же она имела двух сыновей: старший, Дмитрий, в 1471 году был Посадником Новгородским, в этом году он пожалован от Великого Князя в Бояре Московские, но потом 14-го июля того же года казнен при устье Шелони, по разбитии тут Великим Князем новгородцев. Другой, Феодор, у которого был сын Василий, сослан в 1475 году в Муром, где и умер 9 мая 1476 года иноком. Название Посадницы, которою она никогда не была, дано ей, вероятно, потому, что она богатством, знатностью и умом действовала на первейших сановников Новгорода и, посредством их, располагала самым вечем. Дивные ее палаты, по одному преданию, находились на улице Рогати или Рогатице.




Во время шведской оккупации в 1611 году в ее доме был кабак. В январе 1612 года шведы открыли еще один кабак на Торговой стороне, зато в 1616 году закрыли кабак на Софийской стороне. Таким образом, ко времени ухода шведов в Новгороде было два кабака, оба на Торговой стороне. Сведения об их деятельности содержатся в шести кабацких книгах Новгородского оккупационного архива. Кабацким головой во время шведской оккупации был Истома Демидов. Кабацкие книги вели дьяки, доходы ежемесячно передавались шведскому чиновнику.

В 1649-52 годах Никон был митрополитом Новгородским и Великолукским. Никон подал Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил, чтобы государь указал в Новгороде закрыть все кабаки и устроить кружечный двор, на котором водка продавалась бы в разлив на вынос в строго ограниченном количестве, тогда как в кабаках водку было разрешено покупать без ограничений (но только в стенах заведения). Так в 1651 году в Новгороде началась борьба за трезвость. Митрополит пытался бороться с пьянством запретительными мерами, которые не дали желаемых результатов. Позднее правительство вернулось к кабацкой системе. В 1652 году Никон стал патриархом, провел реформы, направленные на исправление церковных обрядов и книг, из-за чего в Церкви возник раскол.

Итак, с 1652 года в бывшем доме Марфы Борецкой вместо кабака располагался Кружечный двор. В 1667 году им управлял Василий Проесжалов. В 1722 году кружечный двор сильно пострадал от пожара. Известно, что в 1783 году кружечный двор еще функционировал.




До 1839 года на территории кружечного двора еще стоял двухэтажный дом Марфы Борецкой. Неронов в очерке «Трое суток в Новгороде», 1842 г., оставил подробное описание дома, который он видел в 1837 году:
«Виденный мною остаток составлял двухэтажное каменное строение, которое, вместо прежней остроконечной чешуйчатой с узорочными светлыми теремами кровли, покрыто было низкою тесовою крышею, имевшею одно слуховое окно. На внешних стенах еще виднелись скульптурные украшения 15-го века. С передней (южной) стороны дома, во втором этаж было три окна и к правому углу, вместо старинного Боярского крыльца, приделана деревянная лестница на подпорках, покрытая от верху до половины высоты, вероятно, для того, чтоб не заслонить единственного в нижнем этаж окна. С боковой (западной) стороны, верхний этаж имел также одно окно, которое, по-видимому, не подвергалось никакой переделке, ибо оно вдвое уже передних окон; таким образом от прежних 24-х окон остались только 5. С этой стороны к нижнему этажу пристроен деревянный сарай, примыкающий к небольшой каменной развалине со сводом, поросшим травою и березняком.
Читатель верно не посетует за чересчур подробное описание дома знаменитой Марфы Борецкой, когда узнает, что от палат ее уцелела теперь одна лишь кузница. Владелец дома, вместо того, чтоб сберечь такую историческую древность, в начале июля 1837-го года уничтожил ее, собственно от того, что под видом любопытствующих, заходили к нему нередко воры и уносили с протянутых на двор веревок сушившееся белье. Так от причин маловажных исчезают исторические памятники! He благоразумнее ли было бы построить для сушки белья чулан?»

Купец Митрофанов приобрел этот участок в 1830-е, разобрал здание на кирпич и построил новый дом, который теперь является региональным памятником архитектуры:



Собственно, дом Борецкой, каким его увидел Неронов, уже в 1837 году был руинирован, внутри дома находилась кузница. Сейчас эти руины законсервированы:



Эта развалина есть остаток от обширных кружечных погребов, никогда полных «питиями преузорочными, романеею и медами сахарными». Она выходит в Рогатинскую улицу, отстоит от угла Московской на 61 шаг и была обращена в кузницу:



Неронов:
«Когда я смотрел на развалину и изуродованный остаток дома, - невольно приходило мне на память предсказание св. Зосимы, игумена Соловецкого: «скоро, скоро дом сей опустеет и двор его зарастет травою»! - Этот старец приезжал в Новгород просить защиты и против делаемых обители Двинскими жителями притеснений: по решению веча, получил он для обители охранную грамоту на исключительное владение Соловецкими островами. При сем вельможи и бояре новгородские щедро одарили его; одна только Марфа, по наговору слуг своих, не благоволила к старцу, который, быв ею не принят, предсказал ученикам своим о скором запустении ее дома; но потом она, узнав о справедливости жалоб Зосимы и желая загладить свою ошибку, осыпала его ласками, пригласила вместе с вельможами к обеду и подарила обители богатые волости на Корельском берегу: Суму и Кемь. На этом-то пышном обеде было видение Зосиме: ему зрелись сидевшие за столом шесть знаменитых бояр обезглавленными. Св. старец прослезился, закрыл лице руками и не мог вкушать яств; когда ученик его Даниил спросил его о причин горести, то он, открыв ему о видении, сказал, что бояре, за гордость свою, будут преданы смерти. Оба предсказания исполнились при деде Грозного. Гордая Марфа, быв главною пружиною восстания Новгородцев против Иоанна III, по взятии им Новгорода в 1478 году, неизвестно куда была отправлена вместе с внуком ее Василием; имение ее разграблено; дом ее остался пуст по пророчеству преподобного Зосимы. Время и место кончины ее неизвестны» .

Под землей до сих пор находятся древние сводчатые подвалы, которые обследовались в 1863, 1886 и 1971 годах.



На памятнике Тысячелетию России Марфа Посадница скорбит над вечевым колоколом и навечно утраченной новгородской вольностью:



Кстати, о вечевом колоколе. Полагают, что вечевой колокол был привезен в Новгород из Корсуни. Вечевой колокол снят с башни 15 января 1478 года и увезен в Москву. Heвзирая на ужас, наведенный гневом раздраженного Победителя, новгородцы толпами стекались на площадь, для последнего целования колокола, и с плачем провожали его далеко за город.

В феврале 1479 года Марфу Борецкую вместе с внуком Василием арестовали, посадили в сани и увезли. Свой дом она покинула навсегда …



Дальнейшая судьба Марфы неизвестна. Что с ней стало? Когда умерла? Где похоронена? Есть однако ж предание, будто бы она была послана в заточение в Нижний Новгород, но на пути к Москве умерла и погребена в Млевском погосте, где, при тамошней церкви Спаса Нерукотворенного, найдена при копании могилы для дворового человека помещика Загряжского Василья Алексеева, надгробная каменная плита. На ней вырезана древняя надпись в следующем виде:

лета 8
положенася
преставис
я раба Божи
я Марфа на па..

В селе Млево я была прошлым летом, эту плиту видела. Рассказ о Млеве будет в следующем посте.

А пока возвращаюсь к нашей новгородской поездке. Едальня в доме угол Рогатицы и Большой Московской (вход с Рогатицы) очень даже приличная.
Отдельное спасибо за то, что нас сюда пустили вместе с Фаней, которая вела себя интеллигентно, ни к кому не приставала, никому не мешала, голоса не подавала, сидела под столом и терпеливо ждала, пока мы пообедаем:



Надо сказать, что Фаня идеальный попутчик в путешествии. Она молча слушает, не перебивает, не задает глупых вопросов, не несет ересь о выделенных полосах для общественного транспорта, не требует ехать неизвестно зачем за тридевять земель в какое-нибудь богоспасаемое борщино, не интересуется шопингом, не хамит, не воспитывает, не заставляет себя ждать, не размазывает грязь на паперти, не манипулирует, ест все с удовольствием и еду в миске не оставляет. Одним словом Фаня прекрасно воспитана, ее хозяева во всем берут с нее пример.

Если будете в Новгороде, то, когда проголодаетесь, поесть быстро, вкусно и дешево можно здесь:




Новгород

Previous post Next post
Up