понедельник 23 мая, 11:30-12:50
После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50 минут лесными грунтовыми дорогами 35 км.
Но я потеряла дорогу, сбилась с пути и чуть было не заблудилась. Здесь употребляю местоимение «я», а не «мы», потому что штурман я. Все наши поездки придумываю я, выбираю достопримечательности, прокладываю маршрут, рассчитываю время. Поездки я всегда планирую самым тщательным образом, времени на это тратится достаточно много. Например, на подготовку этой поездки по Руоколаксу у меня ушло около месяца. Почему так много? В этой записи я хочу рассказать, как я нахожу интересные места, планирую маршрут.
Обычно всё начинается с того, что я узнала о каком-либо интересном месте, которое мне захотелось увидеть. Так, например, в увраже Монферрана я увидела изображения Питерлаксской гранитной ломки и Казак-камня за Выборгом. Потом была проведена исследовательская работа, в результате которой эти объекты были обнаружены на картах (достаточно приблизительно), потом поездки и поиски. Возможно, всем об этих достопримечательностях уже было известно. Возможно, многие там давным-давно уже побывали. Но для меня это маленькое личное открытие. Так вместе с
petite_nyctale мы нашли
каменоломни Питерлакса ,
Казак-камень за Выборгом ,
старинное фридрихсгамское православное кладбище .
У нас дома есть старая открытка. Пороги Валлинкоски на Вуоксе южнее порогов Иматры:
Подумала, несмотря на то, что с тех пор Вуоксу перегородили плотиной и пороги уже не те, что прежде, но весной они всё равно должны быть хороши.
На карте fonecta.fi/kartat нашла Wallinkoski (Vallinkoski) и стала смотреть как, с какой стороны туда лучше подойти или подъехать. Карта fonecta.fi/kartat хороша тем, что на ней обозначены абсолютно все дома в Финляндии, а также указаны границы участков. Дело в том, в Финляндии есть гарантированное право на природу. Это значит, что любой человек может ходить по чужой частной земле, может собирать там грибы и ягоды. Но согласно финскому праву слишком близко к частным жилым постройкам без согласия хозяина подходить нельзя. Что значит «слишком близко» или «держитесь подальше»? Это сколько будет в метрах? Нигде ответа на этот вопрос я пока не нашла, поэтому для себя решила, что двухсот метров от дома вполне достаточно.
Внимательное изучение карт показало, что подойти к берегу Вуоксы вблизи порогов Валлинкоски практически невозможно. На левом берегу в этом месте огороженная сеткой промзона. На правом берегу есть тропа, что меня сначала обнадежило. Но на гугловском ститвью обнаружила, что на машине к началу тропы не подъехать. Тропа начинается от Vallinkoskenrantatie, на которой метров в десяти от Vallinkoskentie (дорога № 3953) висит «кирпич», а на самой дороге оставить машину в этом месте нельзя.
Вот и всё, про чудесный вид на открытке пришлось забыть. Но осталось желание съездить весной на водопад, на пороги. Поискав, нашла специальную
карту водопадов . Картой удобно пользоваться, достаточно щелкнуть на объект, как появится ссылка на описание, фотографии. Звездочками отмечена степень доступности водопада, то есть наличие рядом дорог или троп:
Так был найден водопад Мюллюкоски (Myllykoski) в Руоколахти.
Но ехать только ради одного водопада не стоит. Стала искать, а что еще можно посмотреть в этих местах. Прошерстила районный сайт
Руоколахти . Кстати, «шерстить» лучше на финском языке, потому что по-русски на районных сайтах информации мало, только в общих чертах. На сайте Руоколахти была обнаружена информация о писаницах, кирочном холме и Куммакиви. Есть описание, но нет координат. Как узнать дорогу?
Есть хорошая карта кое-каких
природных достопримечательностей , с фотографиями, описаниями и координатами. На карте обозначены места с рисунками первобытных людей, пещеры, скалы, валуны:
Кроме того, есть
карта всех известных на сегодня писаниц (140 подтвержденных или возможных). Для каждого объекта есть описание, фотографии, но нет координат. На карте обозначены писаницы с распознаваемыми рисунками и те, от которых остались только расплывчатые пятна:
Наконец, есть карта
объектов культурного наследия . Сюда включены старые плотины, заводы, оборонительные сооружения (например, линия Салпа), суворовские каналы, старые православные кладбища, стоянки первобытных людей и т.д.:
Если посмотреть на карту выше, то возникает иллюзия, что в Финляндии нельзя шагу ступить, чтобы не споткнуться о какой-нибудь объект культурного наследия. На самом деле, на карте обозначено далеко не всё из того, что известно мне. Например, стоянки первобытных людей отмечены, а концлагеря, в которых содержали советских военнопленных во время Второй мировой войны, отсутствуют. И то правда, какое же это культурное наследие.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, ресурс очень удобный. Например, что еще интересного можно увидеть рядом с Кукотайпальским каналом (1000002112: Käyhkään kanava). Рядом с канавой есть русское затонувшее судно (1983: Käyhkään hylky):
Если щелкнуть на ссылку, то с помощью автопереводчика можно прочитать об этом судне, узнать координаты на карте. Остается только нырнуть в нужном месте:
Таким образом я выбираю несколько десятков достопримечательностей, интересных и красивых мест. Про каждую достопримечательность я нахожу информацию, читаю отзывы туристов, смотрю фотографии. Если планируемая поездка по России, то тут всё просто. Если по Финляндии, то чтение финских блогов, сайтов с помощью автопереводчика отнимает много сил и времени. Но всё равно эта первая исследовательская часть работы для меня самая интересная.
После этого начинается второй этап работы, надо что-то выбрать, оставить, а что-то исключить. Этот этап достаточно длительный, муторный, противный. Мне не нравится эта работа.
Критерием в первую очередь является шаговая доступность места. Если идти от того места, где можно оставить машину, до объекта более двадцати минут в одну сторону, то мне приходиться отказаться от посещения. Я обязана считаться с возможностями других членов коллектива. И да, я уже писала, что разные карты могут указывать разные тропы, на них могут быть обозначены несуществующие тропы, и, наоборот, хорошие тропы не обозначены. Этим грешат все карты, заранее неизвестно, в каком месте какая карта врет. Так что оптимизация маршрута происходит в условиях достаточно высокой степени неопределенности.
Вторым критерием является так сказать «маршрутное» расположение объекта. Я стараюсь, чтобы маршрут был по возможности кольцевым, а не радиальным. Чтобы не ездить туда-сюда, вперед-назад по одной дороге, а чтобы всё время двигаться вперед.
Таким образом, я плавно перехожу к третьему этапу работы - построению маршрута. На первый взгляд тут всё просто - задал на карте «проложить маршрут отсюда» и «проложить маршрут сюда» и готово дело. Как бы не так! Здесь снова любая карта может наврать. Гугл, мне врет регулярно, рисуя мосты и переправы в таких местах, где их никогда не было и не будет. Делает он это в тех местах, где никаких стритвью нет, поэтому желательно смотреть внимательно на спутниковую карту, чтобы случайно не очутиться там куда Макар телят не гонял. То есть этот этап работы простой, но не интересный и нудный, а также требующий внимательности. И тоже отнимает много времени. Кроме того мне приходится снова возвращаться ко второму этапу, то есть убирать одни достопримечательности и добавлять другие просто потому, что они лучше «ложатся» в маршрут.
Еще очень важным моментом является время, которое Таня (если едем с ней) может провести за рулем. Я стараюсь, чтобы в день это время в сумме не превышало 5-6 часов. А время от одной остановки до другой колебалось в интервале 30-60 минут. Здесь снова приходится возвращаться ко второму этапу, что-то изменяя в списке достопримечательностей.
Таких итераций на втором-третьем этапах может быть больше десятка.
Наконец, все достопримечательности известны, маршрут готов. У такого маршрута есть как плюсы, так и минусы. Плюсы - маршрут кольцевой, едем только вперед, тратим на переезды минимум времени. Достопримечательности находятся в шаговой доступности от машины. Минусы - с такого маршрута практически невозможно вернуться назад, так как это может занять больше времени, чем ехать вперед дальше по маршруту. Маршрут предполагает, что мы проедем его целиком от начала до конца. Если по каким-либо причинам, мы не сможем остановиться, чтобы осмотреть одну из выбранных достопримечательностей, мы всё равно проедем мимо неё по той дороге, которая была в построенном заранее маршруте. Изменить маршрут во время поездки практически невозможно.
Теперь на четвертом этапе надо всё окончательно рассчитать. По картам определяю расстояние и время в пути между объектами. Если все карты говорят, что на маршруте есть дорога длиной 13 км, а ехать по ней 30 минут, и при этом стритвью такой дороги нет, то я предполагаю, что на таких участках расход бензина будет больше, чем на асфальтированной дороге. Далее я примерно рассчитываю, сколько времени займет прогулка и осмотр той или иной достопримечательности. Заранее сложно угадать сколько времени надо для осмотра интересного места. Например, на Кукотайпальской канал было запланировано сорок минут, а мы управились за полчаса. Но может быть и наоборот, на Соколиную гору я оставила час, а мы были там один час и сорок минут.
Вся информация сводится в таблицу, в которой перечислены все пункты, расстояние между ними, время в пути и время на осмотр, а также время во сколько мы должны приехать и во сколько уехать, чтобы не сбиться с графика.
Во время нашего путешествия я отмечаю на графике фактическое время приезда и отъезда. Это мне нужно для того, чтобы оценить погрешность моих вычислений, которые будут учтены при планировании следующих маршрутов для повышения точности расчетов.
А еще я учитываю, что на каждом отрезке пути я могу сбиться с дороги, заблудиться. На это я выделяю в целом на весь маршрут примерно час времени и около 50 километров. На моем маршруте, потерять больше времени и дороги сложно, потому что мы едем по кольцу, таким образом, даже петляя по лесу, мы всё равно рано или поздно окажемся в каком-нибудь месте «кольцевой дороги».
После того, как у меня всё готово, я посылаю график поездки, ссылки на описания достопримечательностей остальным членам экипажа, для того чтобы узнать, может быть есть какие-нибудь пожелания или замечания по выбранным объектам. Критика также возможна, но она должна быть конструктивной, то есть я бы хотела узнать, почему именно тот или иной объект посещать не стоит, а также каким объектом его можно заменить. Но в ответ тишина. Что она означает? Означает она следующее: Лена
petite_nyctale и
Таня даже если и не читали, то всё равно согласны на всё, они готовы в огонь и в воду в рамках предлагаемого маршрута. В случае с Карпуней тишина означает нечто другое. То есть совсем непонятно, что эта тишина означает. Может быть она просто не читала, может быть она на всё согласна, может быть, наоборот, она ни с чем не согласна. Карпуня еще скажет своё веское критическое слово (и не одно!), поможет бесценными советами и комментариями, но только накануне поездки, а также во время неё.
За несколько дней до поездки начинается последний пятый этап подготовки. Я внимательно просматриваю стритвью (если они есть) всех дорог по всему маршруту. В поселках я обращаю внимание на знаки предупреждающие, например, «осторожно дети», и запрещающие. Смотрю школы (могут вылететь дети), больницы (может вылететь скорая), светофоры, указатели, перекрестки и т.д. На картах делаю пометки, чтобы заранее предупредить Таню. В сельской местности смотрю не всё подряд, а только как выглядят нужные нам перекрестки и указатели. Запоминаю «особые приметы» вроде молочных будок, домов, сараев и также делаю пометки на карте.
Спрашивается зачем всё это в ХХI веке, когда почти у всех есть смартфоны, навигаторы, в которых уже есть карты. Остается только указать нужное место, и маршрут будет построен. У меня уже накопился некоторый отрицательный опыт поездок, когда маршрут строит программа. Однажды мы с Наташей и Юрой долго колесили вокруг Еленинского монастыря. Когда нам надоело ездить кругами, на третий раз мы повернули не направо, как советовал навигатор, а налево и приехали туда куда нужно. Один раз в центре Вырицы не было связи. Казалось бы не глухомань, а вот пожалуйста. Поэтому я доверяю только проверенным временем способам - бумажным картам и себе.
Есть еще в неокрепших умах глубоко ошибочное мнение будто бы в Финляндии все дороги обозначены, везде есть указатели и т.д., почему в Финляндии заблудиться решительно невозможно. Может быть так оно и есть, если ездить исключительно по помоечным кирпукам (kirppu - блоха, tori - рынок, kirpputori - барахолка).
А вот опыт наших поездок вместе с Леной
petite_nyctale говорит о другом. В лесной глуши дороги не обозначены. Так я потеряла дорогу в лесу к фридрихсгамскому православному кладбищу. Лена потом меня к нему вывела. Не было там указателей. Когда мы искали Питерлаксскую гранитную ломку, тоже названия дорог не были указаны. Нам повезло тогда - мы повстречали девушку с коляской. Она знала название дороги, по которой пришла, что помогло мне сориентироваться и выйти к ломке. Но не всегда можно рассчитывать, что в каждой глухомани повстречаешь англоговорящую девушку с коляской. Что уж говорить, если даже на дороге №13 Nuijamaantie нет указателя на Soskuan sulkutie. На стритью указатель есть, но в 2014 году был ремонт дороги и указатель временно сняли. Потом забыли поставить, до сих пор нет. Мы тогда в 2014 году ездили на Сайменский канал, повернуть надо было именно в этом месте. Навигатор в маршрутке, на которой мы тогда ехали, вообще объявил, что дороги Soskuan sulkutie нет в природе. Хорошо, что у меня с собой была бумажная карта, по моему требованию повернули в нужном месте.
А еще бывает, что указатель с названием дороги повернут на 90*-180*, то есть в другую сторону. Видимо их там Хийси специально поворачивает. Мелочь, конечно, но тоже может сбить с толку.
Вот поэтому я считаю, что надо иметь с собой бумажные карты, деньги на телефонном счете примерно на сорок минут на всякий случай и запасную канистру бензина. Канистра не для экономии, а потому что в лесу бензоколонок нет. Кстати, есть специальные карты бензоколонок, так что можно посмотреть и убедиться, что колонки есть далеко не везде. Вернее они есть на скоростных дорогах и в кирпуках населенных пунктах, а не в лесу, куда мы едем.
Итак, нам надо было проехать от суворовского канала до водопада, то есть с запада на восток, примерно 35 км за 46 минут. Вот этот маршрут:
Мы проехали примерно треть намеченного пути, а потом свернули куда-то на юг. В свое оправдание могу только сказать, что указателей с названиями дорог там не было. Никаких стритвью этих мест нет, поэтому я не могла посмотреть дорогу заранее.
На карте ниже крупно показано то место, по которому я заплутала. Мы свернули примерно там, где на карте цифра один, обведенная кружком. Попетляв, очутились снова на Пуммольской дороге №62 чуть севернее Сиспохи (Syyspohja), там поставила «два» в кружке:
И еще, у нас принято, что дорога ведет от одного населенного пункта в другому. В Карелии всё не совсем так. На карте выше видно, что есть тупиковые дороги, которые ведут к хуторам. Тут всё ясно. Но еще больше тупиков в никуда. Такие тупиковые дороги оканчиваются разворотными кругами, вроде того, что есть у Куммакиви. Вы приехали туда, развернулись и поехали обратно. Эти тупики я отметила на карте красными кружками, просто, чтобы было видно сколько их там. Для чего нужны такие тупики? Чтобы выезжать к озерам, ламбушкам и болотам, для уборки леса. То есть эти тупиковые дороги предназначены не для сквозного проезда или подъезда к жилью, а имеют исключительно служебные цели. Такие тупики есть и у нас на Карельском перешейке. К счастью Хийси сжалился над нами, ни в один из этих тупиков мы не заехали.
А где же мы петляли почти восемь километров, что было в этом месте? С виду обычный лес.
Действительно, правду говорят, ничего случайного не бывает. Когда планировала поездку, долго колебалась, заезжать сюда или нет. Потом всё-таки решила, что нет, не поедем. А вот надо же так - дорога всё равно вывела меня сюда.
Во время Великой Отечественной войны здесь был концлагерь для советских военнопленных. Об этом я прочитала на
финской версии районного сайта Руоколахти . Фотография мемориала взята с этого сайта. Сначала концлагерь №3 действовал со 2 июля 1941 в Гуйттинене (Huittinen), потом 3 ноября 1941 года был переведен в Сиспохью Руоколахти. Начальником лагеря в период 29.6.1941 - 19.9.1941 был лейтенант Алпо Кепонен, а 10.10.1941-25.11.1944 лейтенант Л. К. Холопайнен. 25 ноября 1944 года концлагерь №3 прекратил существование. По данным на 1942 год персонал лагеря состоял из 110 человек: 4 офицера, 8 прапорщиков, 84 охранника, 14 лотт. В разное время количество военнопленных в лагере колебалось от 150 до 500 человек.
На памятнике из красного гранита написано: «здесь погребено 163 советских военнослужащих». Когда и кем был поставлен мемориал мне не удалось узнать. Также пишут, что когда камень ставили, то уже тогда точно никто не знал, где на самом деле находилось кладбище. Никаких раскопок не проводилось, поэтому место кладбища определили приблизительно. Если я правильно понимаю, камень был поставлен до 1960 года. Сайт
«Судьбы военнопленных и интернированных в Финляндии 1939-1955 гг.» содержит информацию о военнопленных, погибших во время войны между Финляндией и Советским Союзом в 1941-1944 годах на территории Финляндии, а также о гражданских лицах, погибших в лагерях восточной Карелии в 1941-1944 годах. На сайте есть списки военнопленных, погибших в Финляндии во время Советско-финской войны в 1939-1940 годах. База данных составлена Ларсом Вестерлундом (Lars Westerlund). По имеющимся на сегодняшний день документам известно, что в концлагере №3 умерло 100 человек, 4 человека были расстреляны. Вся информация на финском языке, перевела с помощью автоперевода. Вот фрагмент списка:
По данным Вестерлунда смертность в финских лагерях для военнопленных была одной из наиболее высоких за всю Вторую мировую войну - примерно 30%. В восточной Карелии были созданы концлагеря для гражданских лиц, здесь из 25 000 умер каждый шестой. Большинство концлагерных документов было уничтожено в конце войны.
Концлагерь №3:
На сайте Руоколахти написано, что в соответствии с мирным соглашением государство Финляндия несет ответственность за состояние могил военнопленных. Я думаю, что это означает, что они с удовольствием снесли бы этот памятник, но не хотят неприятностей. Также на сайте написано, что памятник находится в лесу, найти его трудно, указателя нет. Вместе с тем на сайте написано, что надо свернуть с дороги №62 на Töntintie, проехать 800-900 метров, там с левой стороны будет тропа к мемориалу.
Сначала, когда планировала маршрут, я думала, что мы остановимся у «зубов дракона» линии Салпа, а потом подъедем к месту, где раньше был концлагерь №3. Для этого у меня была приготовлена карта:
Но потом я передумала, а вот оно как получилось. Теперь, когда вспоминаю тот лес, он кажется мне мрачным и страшным.
После того, как мы выехали на Пуммольскую дорогу, я, собрав мысли, сообразила, что нам надо ехать на юг, до перекрестка с дорогой № 438 (Eräjärventie), на которую мы свернули. Здесь мы остановились, я стала думать куда нам ехать дальше - к водопаду Мюллюкоски или сразу на Соколиную гору. Сверилась с графиком, поняла, что мы потеряли не так уж много времени. Кроме того впереди была не грунтовка, по которой ехать со скоростью больше 50 км/час сложно, а нормальная скоростная дорога, где можно хорошо разогнаться. Почему решила, что на водопад мы поедем. Забегая вперед скажу, что на водопад мы приехали на десять минут раньше запланированного времени, всё благодаря тому, что Таня опять ехала со скоростью «нас не догонят».