Воскресенье, 22 мая, 16:10-17:10
Руоколахти - район Южной Карелии на берегах озера Сайма. Люди здесь жили в течение тысячелетий. Церковный приход Руоколахти был образован в 1572 году в результате отделения от прихода Jääski (сейчас Лесогорский). На протяжении веков приход был пограничным между Швецией и Россией. Поскольку первая церковь в новом приходе была построена на берегу поросшего тростником залива, новый церковный приход получил название Руоколакс - Ruokolahti - Руоколахти (ruoko - тростник).
Залив называется Pappilanlahti. Когда-то давно, еще до 1323 года эти земли принадлежали Великому Новгороду. Pappi - очень старое заимствование из русского языка, означает поп, священник. Потом православные карелы были изгнаны с этой земли, а слово осталось. Pappilanlahti - значит Поповский залив. Дорога, ведущая к Кирочному холму, называется Pappilanlahdentie.
Первые три церкви стояли на одном и том же месте - недалеко от сохранившейся колокольни, принадлежавшей третьей церкви.
Колокольня представляет собой сочетание шатровой конструкции с ярусной, что по редкости и трудности применения, нужно считать совершенно исключительным.
При строительстве каменной ограды камни собирали с прихожан в качестве налога соразмерно их состоянию. Рядом с колокольней виден памятник, установленный на месте, где стояли первые три кирки прихода Руоколакс:
Шатер колокольни покрыт деревянной чешуей, которую у нас называют «лемехом». У нас лемех обыкновенно стругали из осины, тонкими узкими дощечками, наружные концы которых вырубались в виде крестов. Здесь лемех оструган в виде обычных треугольников, что значительно проще. Такая кровля легко выдерживает жестокие ветра.
Смущает, правда, что здесь лемех приколочен гвоздями, чего никак не могло быть в XVIII веке. У нас все части кровли соединялись между собой «вырубкой» и только в самых необходимых случаях пускались в ход деревянные костыли. Думаю, что ограждение верхнего четверика также было сделано позднее, потому что приколочено железными гвоздями, о которых в XVIII веке не было и помина. На сайте Руколахти пишут, что кровлю полностью обновили в 1915 году.
Шатровый верх колокольни увенчан главкой:
При устройстве крутого подъема кровли строители сталкиваются с тем обстоятельством, что чем круче кровля, тем ближе подвигаются к стенам её сливы, что, за отсутствием желобов, чрезвычайно невыгодно отражается на нижнем основании, подвергающихся быстрому гниению. Этот недостаток привел к изобретению особой формы верхних венцов, которая у нас называется «повалом», от слова повалить. Повалы эти образуются от постепенного удлинения верхних венцов. Таким образом верхние венцы как бы сваливаются со стены, образуя дуговой выгиб, что и будет «повалом».
Колокольня срублена из бревен, положенных горизонтально, венцами. При ссыхании бревна не дают щелей, надавливая друг на друга. Соединение венцов не «в обло» (самое примитивное соединение, его мы увидим ниже, в музее деревянного зодчества), а «в зуб» или «в лапу», причем выпускных концов нет, а самые концы бревен каждого венца вырублены так, чтобы схватиться друг с другом как бы зубами или лапами. Такой способ соединения экономнее, но вместе с тем требует аккуратности и мастерства плотника.
И еще, в XVIII веке деревенские плотники не пользовались пилами, они появились только в XIX веке. Выходящие концы венцов не обпилены, а обрублены, но обрублены так мастерски, что на первый взгляд они кажутся опиленными. Между тем поперечная рубка, т.е. перпендикулярная слою дерева - самая трудная.
Но и это еще не всё. Не только внутренние стены, но и наружные обтесаны. Просто диву даешься, глядя на эту огромную и упорную работу.
Пишут, что в начале XIX века колокольню ремонтировали, так как были опасения, что она не выдержит вес тяжелых колоколов. В 1930-х годах было принято решение продать колокольню в Хельсинки в музей деревянного зодчества. К счастью, местному пастору удалось ее отстоять.
Старое кладбище возникло вокруг первой церкви, и захоронения на нем велись более 400 лет:
На кладбище похоронено 90 героев, погибших во время Финской войны 1939-1940 гг. Ворота на кладбище исполнены Илмари Вирккала в 1948 году:
Могила снайпера по прозвищу «Белая Смерть»:
Симо Хяюхя (Simo Häyhä) (1905-2002) считается одним из самых результативных снайперов в мире.
Симо родился в обыкновенной крестьянской семье Юхи и Катрины Хаюхя в деревне Kiiskisen в соседнем районе Раутъярви (Rautjärvi) Выборгской губернии. Он был седьмым из восьми детей. С ранних лет он работал в поле, рыбачил и охотился. Вступил в шюцкор, где его талант стрелка был замечен и оценен. В 1925-1926 он пятнадцать месяцев служил в Рощине (Raivola) и Зеленогорске (Terijoki). В конце 1930-х годов Финляндия начала готовиться к войне, Симо Хяюха в числе тысяч других мужчин был мобилизован.
21 декабря 1939 года, в день рождения Сталина, он застрелил 25 красноармейцев, что, вероятно, является мировым рекордом. Документально подтверждено, что Хяюха убил 219 красноармейцев.
Хяюха не пользовался оптическим прицелом, который ему подарили шведы. Он точно бил в цель с расстоянии 400 метров. Убивал в основном офицеров, их было тогда легко отличить по цвету формы. Во время Великой Отечественной войны это было учтено, отличить офицеров от рядовых на таком расстоянии по цвету формы было уже нельзя.
Хяюхя также развил снайперскую технику и тактику в зимних условиях. Пишут, что он замораживал водой наст перед стволом винтовки, чтобы при выстреле снег не взлетал, держал снег во рту, чтобы пар от его дыхания его не выдал.
6 марта 1940 Хяюхя был тяжело ранен в голову.
Во время Второй мировой войны участия в боевых действиях он не принимал.
Симо Хяюха (слева) в Сортавале 28 июня 1942 года:
После войны Симо Хяюхя крестьянствовал в Руоколахти, занимался разведением собак и охотой.
На могиле надпись: «koti - uskonto - isänmaa» (дом - вера - отечество):
После осмотра колокольни и кладбища мы пошли к четвертой кирке Руоколахти. Первые три кирки в Руоколаксе стояли на одном и том же месте - недалеко от сохранившейся колокольни, принадлежавшей третьей кирке. Четвертая кирка была построена в 1854 году по проекту Эрнста Лормана. Видим, что зодчий-плотник уступил свое место городскому архитектору и народ уже не сам и не по своему вкусу создает себе храмы, а получает их из города. Художник Альберт Эдельфельт, путешествовавший в 1877 по Карелии и посетивший Руоколахти, утверждал, что чертежи церкви были сделаны его отцом. Это утверждение может иметь основания, так как отец Эдельфельта в то время работал под началом Лорманна.
Я видела фотографии красивого внутреннего убранства кирки. К сожалению, мы приехали слишком поздно, служба уже закончилась, двери были закрыты.
Алтарная картина («Иисус на кресте»), была написана Александрой Фростерус-Солтин (1837-1916) в 1915 году и является пятидесятой и последней алтарной картиной художницы. В 1873 году она овдовела, осталась с тремя детьми на руках, вынуждена была зарабатывать преподаванием рисования в школах. Зарплата у неё была не очень высокой, поэтому кроме преподавания она занималась созданием алтарных картин.
Альберт Эдельфельт (1854-1905) запечатлел четвертую кирку на картине «Бабы из Руоколахти» («Ruokolahden eukkoja kirkonmäellä»), над эскизом которой он здесь работал. Картина была завершена в 1887 году:
На том самом месте, где Эдельфельд запечатлел старух, у стен кирки поставлен памятник, посвященный этой картине:
Фрагмент картины:
Лена
petite_nyctale перевела надпись на памятнике следующим образом: «Эдельфельду от благодарных старух Руоколахти, 1887»:
Дом причта:
В построенном в 1861 году здании ссудного зернохранилища сейчас располагается краеведческий музей Руоколахти, основанный в 1955:
Рядом с музеем информационный стенд. Информации здесь не густо, даже Лена затруднилась перевести:
В 1947 году было основано Общество Руоколахти, целью которого является «бережное сохранение традиций родного края, увековечивание культурного наследия, поощрение интереса к историческому прошлому и местному своеобразию. В частности, общество Руоколахти отвечает за работу краеведческого музея и Дома Руоколахти».
Дом Руоколахти был построен в 1980 году по образцу принадлежащего Обществу Руоколахти зажиточного крестьянского дома 1844 года. В летнее время Дом Руоколахти открыт для публики. В Доме работает кафе, проводятся праздники, собрания и выставки:
Вокруг Дома Руоколахти располагается музей деревянного зодчества. Сюда со всего района были привезены крестьянские хозяйственные деревянные постройки XVIII-XIX веков: чуланы, амбары, бани, кузница и т.д.
Заглянули в окно кузницы:
В двери вырезано отверстие для кошки:
Подворье украшает гигантский кап, высотой более полутора метров:
Осмотрев за час Кирочный холм Руоколахти, мы отправились дальше в Ранталинну.