Царское Село (2). Феодоровский Государев собор и Феодоровский городок

Feb 01, 2016 18:56


Уже писала здесь о нашем посещении Государевой Ратной палаты в Царском Селе 11 мая 2015 года. Но перед этим мы зашли в Феодоровский Государев собор, а потом осмотрели Феодоровский городок.
В 10 утра Наташа и Юра заехали за нами и примерно через час мы приехали в Пушкин. Немного покрутились по городу, проехали мимо Екатерининского дворца и тьмы китайских туристов, спросили как проехать к собору, оставили машину на парковке рядом с Феодровским городком и пошли в собор. В церковной лавке после небольшой заминки я купила брошюру «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Заминка случилась из-за того, что в собор вбежали два запыхавшихся молодых человека, которые стали договариваться о срочном крещении младенца. Один из молодых людей был счастливым отцом, другой молодой человек был другом отца и одновременно крестным отцом младенца. Отец младенца договаривался с батюшкой, который поторапливал: «Где же младенец, несите уже скорее». Крестный отец мучительно долго выбирал в лавке крестик. Одновременно с нелегким выбором крестика он, еще не до конца отдышавшись, диктовал церковной тетке личные данные о младенце, его родителях. Тетка спешно заполняла какой-то крестильный документ. Мне ничего другого не оставалось делать, как только изумленно наблюдать за всей этой суетой. Было такое впечатление, что люди мимоходом забежали в церковь, словно в какой-то магазин, чтобы быстренько совершив малопонятный им, но принятый сейчас повсеместно, обряд по приобретению ангела-хранителя, а затем уже приступить к самому главному, к празднованию этого счастливого события. Наконец, заполнив сертификат и выбрав крестик, крестный папаша помчался за младенцем. Толпа родственников, родители с младенцем, крестные во главе с батюшкой вихрем умчались в сторону баптистерия. В соборе снова стало тихо.
В церквях я стараюсь не фотографировать, потому что никогда наперед не знаю как на это отреагируют церковные ведьмы служительницы, а скандалы мне не нужны. Обычно, если есть, я покупаю в церковных лавках открытки или брошюры. В приобретенной брошюре оказалось много старых черно-белых фотографий, а также современные цветные фотографии верхнего и пещерного храмов. Текст в брошюре практически совпадает с текстом Википедии .
Ниже отсканированные фотографии из брошюры, а также несколько моих малохудожественных снимков.

Собор был построен потому, что после событий 1905 года Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец, сделав Царское Село местом своего круглогодичного пребывания. Он пожелал, чтобы вблизи Александровского дворца был создан архитектурный ансамбль в древнерусском стиле. В 1909 году Николай II лично указал и отмерил место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Проектирование храма было поручено А.Н. Померанцеву.

20 августа 1909 года состоялась торжественная закладка нового храма:



Но потом проект А.Н. Померанцева стал неугоден и был приглашен В.А. Покровский, который в своем проекте взял за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор когда-то был домовой церковью Романовых, особенно этот храм любил Алексей Михайлович. Кроме того, проект храма был приближен к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.







Николай II выделил на возведение собора 150 тыс. рублей, всего же на постройку было истрачено 1 млн. 150 тыс. рублей. Через три года после закладки первого камня, 20 августа 192 года, состоялось освящение храма.




Собор состоял из двух церквей - верхней и нижней. Главный престол верхней церкви освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Романовых, потому что этим образом благословлялся на царство Михаил Романов в Ипатьевском монастыре в 1613 году. Нижняя пещерная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Интерьеры собора были выполнены в духе XVII века. Огромный, высотой 11 метров, иконостас:






Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года. В нижнем храме были только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба.







Феодоровский Государев собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую - казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась императорская семья.
Император посещал храм со своей семьей в воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца семью встречал ктитор (староста) - полковник Д.Н. Ломан (1869-1918), а у входа - дворцовый комендант.







Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.







Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубов:



Алексей Алексеевич Кибардин служил в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922 по 1930. Затем отбывал срок на Соловках. После 1934 был в ссылке на Крайнем Севере. В 1941 году вернулся в Пушкин, где оказался в оккупации. С 1945 по 1950 служил в Вырице в Казанской церкви. В 1950 году получил 25 лет в Сибирь (Ангарлаг). В 1955 году вернулся в Вырицу в Казанскую церковь. В 1957 году вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. Скончался 5 апреля 1964 года на 82-м году.

Во время оккупации Царского Села три дерева спилили. Синичка чирикает на одном из тех самых дубов:



С 1933 года в соборе был открыт кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Так выглядел храм в 1980-е годы:



С 1985 по 1995 проводилась реставрация собора.
















Мы вышли из собора, обошли вокруг него и отправились назад, к Феодоровскому городку:




Текст в брошюре, посвященный городку, также почти полностью совпадает с текстом Википедии .
Вскоре после освящения собора было принято решение о постройке зданий для причта. Проект разработал С.С. Кричинский, он же с 1913 года был руководителем строительства городка. Считается, что в проекте за основу был взят царский дворец в Коломенском, построенный в XVIII веке, то есть посад и подворье, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесенных оградой. Таким образом, городок состоял из нескольких зданий: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), баня и прачечная (Белая палата), трапезная и другие.
Сейчас Федоровский городок принадлежит патриархату, внутрь не зайти. Поэтому мы просто обошли вокруг.

Входом в городок является белокаменная брама, украшенная резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Кто был во Владимире и видел Дмитриевский собор, а еще лучше Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, тот представляет, что это такое. А кто не видел, пусть съездит посмотрит оригинал.

А здесь довольно удачная стилизация. Старицкий известняк был привезен с Волги:









Городок призван был символизировать архитектурное единство российских городов, в которых складывались традиции нашей государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова и Москвы.

Прообразом Трапезной палаты стал Симонов монастырь:



12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».




Во время строительства Феодоровского собора и городка возникло «Общество возрождения художественной Руси», в которое входили Васнецовы, Репин, Билибин, Нестеров, Щусев, Рерих (куда же без него). Заседания Общества проходили в Трапезной. Тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России. Общество также предложило сделать Городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция церковной утвари, икон и предметов русской старины.

Сейчас внутрь городка «с улицы» не зайти, но можно подойти к воротам и посмотреть. В центре Трапезная, слева дом диаконов (Розовая палата):






Во время Первой мировой войны здесь был открыт лазарет. Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд привозил сюда с фронта раненых солдат. В начале 1916 года сюда по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром Есенин. Одновременно он был определен в канцелярию Феодоровского Государева собора.




Белая и желтая палаты:






В 1918 году Городок был передан агрономическому институту. Во время оккупации Феодоровский городок сильно пострадал. С 1994 года принадлежит РПЦ.




Мама и Наташа как всегда о чем-то шепчутся:





Гуляли вокруг собора и городка больше часу.
Это наш маршрут вместе с Ратной палатой. На самом деле мы прошли больше, да еще в музее стояли во время экскурсии. Это я к тому, что мама совсем не устала:




Любимый город

Previous post Next post
Up