После прогулки по Восточно-Выборгским укреплениям и Летнему театру, нам пора уже было потихоньку двигаться в сторону вокзала. Мы собирались выйти на Садовую, затем на Выборгскую, оттуда по Ленинградскому проспекту выйти к вокзалу. Но в самом начале предполагаемого маршрута мы немного сбились с дороги. Обычно, когда я не знаю дорогу, то спрашиваю как пройти у мамашек с колясками или у бабушек с внуками, так как предполагаю, что они гуляя в своем районе, всегда смогут верно указать направление. Этот способ всегда работает. Но в Выборге не сработало. Мы спросили у нескольких человек как пройти на Садовую, в ответ только пожимали плечами. Было ясно, что Садовая где-то близко, в двух шагах. Мы забрели во двор дома в Каменном переулке. Неожиданно увидели гранитного медведя, который до войны украшал здание вокзала. Видимо это был нам знак. Потом свернули не в ту сторону и внезапно обнаружили себя на улице Морская Набережная.
Всё происходит неслучайно. Не знаю, что бы мы увидели на Садовой, но на Морской Набережной мы увидели прекрасные дома, архитектурно представляющие весь ХХ век. По-хорошему на эту улицу надо было бы придти специально, медленно осмотреть каждый дом, зайти во дворы, попробовать заглянуть в парадные. Но мы уже немного утомились за целый день, мы просто брели, любуясь красотой увядания дивного города. Фотографировала я мало, но всё осталось в памяти. Кроме того, интересно было сравнить то что мы видим сейчас с тем что было раньше, до войны. Мы это сделали с помощью
макета Выборга , который находится в музее Южной Карелии, и
сайта «Виртуальный Выборг» , на котором представлена 3D анимация этого макета.
ул. Морская Набережная, 36. 1930-е
Фасад украшен барельефами
Не поняла с какой целью справа от ступенек находится этот гранитный блок:
ул. Морская Набережная, 30. Ялмари Ланкинен, 1924
Под руководством его сына, Юхи Ланкинена (р.1937), был выполнен макет Выборга на основе аэрофотоснимков, 2 сентября 1939 года в 10:30.
Московский пр., 3. Олави Лайсаари, 1939.
Здание находится в прекрасном состоянии. Второго сентября 1939 года оно ещё в лесах, но видимо его успели достроить до 14 марта 1940 года. Или всё-таки этот дом позже достроили?
Московский пр., 1. По проекту архитектора Л.Ф. Логашовой построен красивый 8-этажный жилой дом. На изображении выше видно, что до войны этот участок ещё не был застроен.
На Московском проспекте, 2-4 были построены жилые дома по проекту архитектора Б.И.Соболева.
До войны на месте этого дома стояли такие дома:
Здесь поставила номера домов, мимо которых мы шли:
ул. Морская Набережная, 5. Сейчас здесь штаб отдельного контрольно-пропускного пункта «Выборг».
Здание построено в 1937 году Рагнаром Юпюя для колледжа торговли и навигации. В советский период с фасада был убран барельеф с изображением Меркурия, что сильно упростило внешний вид.
Барельеф «Меркурий». Было бы здорово его восстановить. Кажется, вороватый бог не очень подходит для пограничников. А вот если бы тут была таможня, то вполне.
Суворовский пр., 1. Пааво Уотила, 1909.
Жаль, что жильцы, когда меняли окна, не потрудились восстановить штукатурку.
ул. Морская Набережная, 24. Дом АО «Агрикола». Алан Шульман, 1902 год.
Чудесный северный модерн. Дом сразу привлек мое внимание сочетанием различных фактур штукатурки.
Такие эркерные окна часто встречаются в Выборге, в других городах ничего подобного не видела:
Флигель во дворе:
Мне нравятся дома, которые строил Шульман. В Петербурге он построил только один дом на Владимирском, который напротив Владимирской церкви. Раньше в этом доме была знаменитая аптека, в которую ходил Достоевский. Потом, кажется ещё в конце 1980-х, дом расселили и долго не могли решить, что с ним делать. Мы думали, что снесут. Но лет пятнадцать назад хорошо отремонтировали, на месте старой аптеки теперь гостиница «Достоевский».
Дом на ул. Морская Набережная, 20, тоже построил Шульман в 1914 году. Сейчас дом в ужасном состоянии, крыши нет, перекрытий нет, внутри растут деревья. Наверно сносить собираются. Вот как этот домик выглядел раньше:
Ещё в Выборге мне нравятся два дома в стиле северный модерн, построенные Шульманом.
Доходный дом купца Маркелова, 1905.
И дом, отделанный тесаным гранитом, также 1905 года постройки. Обычно, когда я иду мимо этих домов, то всегда их фотографирую.
Здесь есть много фотографий этих двух домов.
По адресу ул. Морская Набережная, 3 находится комплекс прекрасных промышленных зданий.
Обычно я всегда просматриваю в ЖЖ отчеты туристов, посетивших Выборг. Увы, функционализм 1930-х обычно никого не интересует, эти здания не фотографируют. А если уж и попадает что-нибудь случайно в кадр, то обычно сопровождается комментариями типа «унылая, безликая современность», «совок» и что-то ещё вроде этого. У небыдла считается хорошим тоном сказать по поводу этого комплекса промышленных зданий какую-нибудь гадость. Чувствуется, что эта архитектура оскорбляет их эстетические чувства. Мне очень жаль. Я думаю, что если бы Эркки Хуттунен ничего кроме этого здания не построил, то он всё равно бы себя обессмертил. А у нас не умеют ценить. Могли бы сейчас хотя бы фасад отремонтировать.
Мой советский путеводитель сообщает следующее:
На макете напротив хлебокомбината виден тот самый дом, который построил Шульман:
Рядом с мельницей склады по проектам Ягеррооса (1937) и Ланкинена (1930-е):
Сейчас тут все заброшено, висит объявление об аренде. А ведь эти здания, если привести их в надлежащий вид, являются украшением морского фасада Выборга.
Мы прошли всю улицу Морская Набережная и поднялись наверх бастиона Панцерлакс:
Картинная галерея и школа живописи. Уно Ульберг, 1932. Потом филиал института Ленгражданпроект, сейчас Эрмитаж и художественная школа.
У меня много фотографий картинной галереи, поэтому просто сфотографировала залив:
Ещё одной жемчужиной Выборга является здание провинциального архива, по проекту Уно Ульберга. Кстати, тоже часто читаю, что «совок», портит вид и «надо бы снести это уродство». Недавно в «СПб ведомостях» была заметка про здание архива - о системе освещения, вентиляции, специальных шкафах для хранения документов, помещениях для работы с документами. Целая наука как хранить документы и работать с ними.
Фасад с лета закрыт лесами. Неужели снова финны дали денег, как на ремонт библиотеки?
Рядом с филиалом Эрмитажа находится дом шведско-немецкого лютеранского прихода с гаражами. Уно Ульберг, 1932
Мы вышли на Соборную площадь, подошли к Спасо-Преображенскому собору. Было уже поздно, собор был закрыт. Фотографии Соборной площади
из предыдущий поездки здесь .
Мы пошли дальше, на Театральную площадь. Площадь украшает фонтан с медведем, брата-близнеца которого мы видели во дворе дома №1 в Каменном переулке.
Петропавловскую кирку построил Фельтен в 1799 году. Сейчас кирка принадлежит евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (лютеранское объединение скандинавской традиции). Писала
здесь как меня однажды не по своей воле, а токмо по воле неугомонного гида В.К., занесло в эту организацию, от которой у меня остались странно-мутные душевные ощущения. И кормят они отвратительно.
Справа от кирки стоит недавно восстановленный памятник Агриколе. С Агриколой в своё время у меня смешно получилось. Была на экскурсии в Приморске и там узнала, что Агрикола, возвращаясь с посольством из Москвы, заболел и скончался где-то в этих местах. И ещё он перевел библию на финский.
А в институте нам говорили, что отцом-основателем минералогии является
Агрикола (1494-1555) - гениальный ученый эпохи Возрождения, друг и последователь Эразма Роттердамского.
Очень удивилась на той экскурсии, узнав, что он ещё и библию успел на финский перевести. Оказалось, что это совершенно другой
Агрикола (1510-1557) .
Как в том анекдоте - «Муму» Тургенев написал, а памятник почему-то Пушкину.
Мы шли по Рыбному переулку в сторону Большого Ковша.
Здание возведено в 1937 году архитектурным бюро Тойво Паатела для головного офиса компании «Саво-Карельская оптовая торговля»:
Ступени, заделанные консольно:
Большой Ковш или Салаккалахти:
Гостиница «Дружба» была построена в 1982 году совместно по советско-финскому проекту:
Доходные дома, северный модерн. Слева архитектор Карл Линдаль в 1912 году, справа в 1908 году Пааво Уотила:
На макете можно увидеть как мы шли от картинной галереи к собору, потом до кирки, от неё к заливу, далее к вокзалу:
Маршрут второй части нашей выборгской прогулки, за два с половиной часа мы прошли почти пять километров.
Вот и всё, мы вернулись к автовокзалу. Кстати, этот вокзал, построенный Вяйно Кейняненом в 1932 и расширенный Уно Ульбергом в 1937, был одним из первых автовокзалов в Финляндии. Отсюда ходили автобусы по всему Карельскому перешейку. И сейчас ходят.
Мы, так же как и утром, зашли на автозаправку, построенную в 1929 году Отто Ивари Меурманом. Выпили кофе с булочкой и отправились на железнодорожный вокзал.
Нпаротив вокзала здание в стиле северный модерн, построено в 1907 году по проекту Б. Юнга, О. Буманссона и А. Линдгрена. В здании были лифты, ванные комнаты, горячая вода. В 1930-х здесь было советское консульство.
А железнодорожный вокзал я из принципа никогда не фотографирую. Потому что считаю, что всё что когда-либо построил тов. С.Б. Сперанский должно быть стерто с лица земли. В первую очередь это относится к гостинице «Ленинград» на Пироговской. Во вторую очередь ужасные «ворота в город» со стороны Пулкова, потому что этот кошмарный хаос нельзя считать ансамблем. В третью очередь всё остальное.
Было бы здорово, чтобы мишки снова вернулись на вокзальную площадь.