Сайма (4). Лауритсала. «У Майорши». Прогулка по Сайменскому архипелагу

Oct 10, 2014 13:50

Итак, в половине второго мы уехали из музея Сайменского канала и уже через пять минут были рядом с лауритсальской киркой.

В словаре Брокгауза и Ефрона о Лауритсале всего пара слов: Лауритсала - конечный пункт Сайминского канала, перед входом в оз. Сайму. У концов моста через канал обелиски с именами имп. Николая I и Александра II. Лауритсала - место нагрузки судов. Красивое дачное место.




Тех обелисков уже нет, гранитные доски теперь на арке в честь 150-летия канала. И ещё тут нет больше дач и усадеб петербуржцев, которые в 1918 году всё потеряли. До конца 1930-х сюда ещё приезжали выборгские дачники. Но война всё разрушила. Теперь Лауритсала обычный рабочий поселок.

Кирка «Небесный свет», 1969 года постройки, выполнена из бетона, в основании равнобедренный треугольник, который символизирует Святую Троицу.




В 1991 была изготовлена деревянная лодка «Истина»:



Полупрозрачный крест на алтаре выполнен художником Радославом Грютом:



В 1969 году был установлен орган, в котором 31 голосовых рядов. На кирке 3 колокола.




В кирке 670 посадочных мест. В приходе Лауритсала состоит около 10,5 тыс. прихожан.







Бетонная крыша поднимается на 47 метров.










Всё лето кирка Лауритсалы работает как придорожная. Мы расписались в журнале посетителей, взяли бесплатные открытки, попрощались с сотрудницей и отправились дальше.

Рядом с киркой, в Каукасе, на берегу озера Сайма на двухстах гектарах живописно раскинулся целлюлозно-бумажный комбинат.



Фото с сайта музея Южной Карелии: Кирка Лауритсалы и ЦБК:



Некоторым образом я представляю технологический процесс производства целлюлозы и бумаги. В частности, используются сернистая кислота и хлор. Рядом с Петербургом на Ижоре есть три бумажные фабрики, для двух фабрик я в свое время делала проекты для технологических служб по контролю качества продукции, а также контроль качества сточных вод. Надо сказать, что производство бумаги требует дикое количество воды, потому и ставят фабрики на берегах рек и озер.
Свой проект я начинала ещё в самом начале 1990-х, можно сказать ещё при советской власти, потом фабрику купили финны. Первое что они сделали - запретили отчества. То есть в документах нельзя было писать, например, «контрольный мастер И.И. Иванов», надо было чтобы «контрольный мастер И. Иванов». С прямотой римлянки финское начальство объясняло это тем, что обидно. Вот, говорил какой-нибудь Матти, - у меня нет отчества, а у тебя есть. Надо сказать, что бумажная фабрика, о которой идет речь, была основана в 1869 году. Нравы на производстве царили патриархальные, все обращались друг к другу не по имени-отчеству, а только по отчеству. То есть было совершенно нормально, когда рабочий, обращаясь к начальнику цеха, говорил «Николаич», «Петровна» и т.д. Так обращались старшие к младшим и младшие к старшим. А тут вдруг раз! И нет больше отчеств. В документах возникла некоторая путаница. Прямо финский детский сад какой-то. Но это ладно, все только посмеялись между собой, вот и всё.
Но были вещи и посерьезнее. Не вдаваясь в тонкости процесса производства бумаги, - для разных сортов и качества бумаги на бумагоделательную машину ставят разные сетки, то есть с разным размером ячейки. Чем больше размер ячейки, тем грязнее сточные воды, тем лучше надо воду очищать. Так вот финны требовали употребления крупноячеистых сеток, но не желали тратиться на очистку воды. «Этто тоорокко»! Лаборатория несколько раз в сутки берет пробы сточной воды, делает анализы. А зачем? В каждом анализе предельно допустимые концентрации (ПДК) превышали норму в сто раз! В каждом анализе! Бывали выбросы, тогда ПДК превышали норму в тысячу раз! В такие дни сотрудники лаборатории обзванивали своих знакомых, что воду из крана сегодня использовать для приготовления еды нельзя. Финское начальство всё это прекрасно знало, но плевать хотело. Хотя если б были мозги, могли бы сообразить, что Ижора впадает в Неву, которая в свою очередь впадает в их Финский залив. К счастью, в скором времени финны продали фабрику шведам. Вернулись отчества, воду стали нормально очищать, трудовое законодательство соблюдалось. Но это я отвлеклась. Просто когда увидела этот ЦБК, то вспомнилось почему-то.

Сначала на этом месте в 1873 году была открыта фабрика по производству деревянных катушек. В 1894 году фабрика была продана российским предпринимателям. В 1898 году фабрика сгорела, к 1900 году было построено новое здание, в котором впервые в Финляндии применены были железобетонные конструкции. В 1904 году на предприятии началось производство целлюлозы и бумаги. Половина выпускаемой продукции экспортировалась в Россию. В 1926 году начался выпуск фанеры. В 1972 году производство катушек было прекращено.




Сырьё - горы опилок, плавающая в воде древесина:



Сейчас производство целлюлозы и бумаги в Каукасе сокращено. Вредное производство перенесено в другие страны с дешевой рабочей силой (в Эстонию, Африку и другие окраины).
Зато теперь здесь производят биотопливо. Для производства используют отходы деревообрабатывающей промышленности. При раскорчевке леса собираются ветки, пни, кора, верхушки, которые также идут в дело. Не то что у нас - сколько деревьев поваленных в лесу гниет, никому дела нет.
Также в Лаппеенранте широко используются световые и солнечные батареи. Недавно читала, что уже в скором времени Финляндия не будет зависеть от поставок российского газа.




Мы потратили на посещение Лауритсалы пятнадцать минут, загрузились в такси и поехали в гостиницу, где у нас был забронирован номер. Когда приехали, на рецепции никого не было. Мы записались в журнал, взяли ключ, отнесли вещи в комнату, потом пошли пешком в сторону причала. Время было уже около половины третьего, а я накануне обещала девушке, что мы в это время придем выкупать билеты на круиз. До причала идти минут 10-15. Нашли офис турфирмы, купили билеты. Стоимость круиза из Лаппеенранты в Выборг 57 евро, портовый сбор Выборга 4,8 евро, обед (по желанию) 17 евро, то есть в рублях примерно 3900.
После этого наши пути разошлись. Лена К. отправилась на помойку по магазинам. Я купила билет на двухчасовую прогулку по Сайменскому архипелагу на «El Faro» (16 евро ~ 800 р.), которая начиналась в 18 часов.
На часах было 15:30. Мы с Леной Д. решили покататься на экскурсионном паровозике. Экскурсия длится час, начинается каждый час от песчаного замка. Паровозик имеет несколько остановок, можно входить и выходить. Таким образом можно кататься на этом паровозике хоть целый день. Стоит такое удовольствие всего 5 евро. До начала экскурсии оставалось полчаса. Мы купили ужасно приторное фисташковое мороженное, расположились напротив песчаного замка, стали глазеть на посетителей. Большинство - молодые мамамашки в хиджабах со своими детьми. Детишки на качелях-каруселях, в песочницах. На фоне хиджабов насколько странно выглядело появление бритоголовых товарищей в черном. Вот именно так я себе и представляю членов партии «Истинные финны Великой Финляндии» в песочнице:




Наконец, в 16 часов пошли на посадку:



Водитель выдал нам наушники. Экскурсия оказалась интересной. Коротко и ясно изложили историю Лаппеенранты, показали основные достопримечательности. Через час мы вышли на том же месте и пошли в крепость попить чайку «У Майорши».




Кафе «У Майорши» находится в деревянном здании, построенном в 1850 году. Раньше здесь было жилье офицеров. Лет двадцать назад в доме был сделан ремонт, открылось кафе. Интерьеры стилизованы под гостиные начала ХХ века. Тихая, уютная атмосфера. К чаю и кофе предлагается свежая выпечка.







Мы расположились на веранде.




Я, как обычно, выбрала калитки (kalitta). Интересно, что здесь в качестве начинки используют только рис. Однажды на рынке спросила - а с картошкой есть? Нет, есть без лактозы, а с картошкой нет. И ещё масло, которое сверху, здесь смешивают с вареным рубленым яйцом. Калитки стали популярны в Финляндии благодаря эвакуированным из Карелии. В Финляндии калитки называют «карельский пирожок» (karjalanpiirakka). О калитках есть статья в Википедии . Оказывается в 2003 году финны зарегистрировали рецепт karjalanpiirakka в ЕС. По рецепту в тесте должно быть не менее половины ржаной муки, в качестве начинки можно использовать рис, ячмень и картошку. Мне больше всего нравится с картошкой. Раньше у нас на Сенном рынке такими торговали.




Сидим на веранде, чаевничаем, смотрим - опять паровозик мимо шуршит:



На часах было уже 17:50, пора было спускаться к причалу. В 18 часов начиналась прогулка по архипелагу. На самом деле можно было выбирать или два часа только по архипелагу на «El Faro» или три часа (архипелаг плюс шлюз «Мялкия») на «Camilla». Цена роли не играла, трехчасовой круиз всего на 1 евро дороже. «Camilla» - это теплоход-ресторан, рассчитан на 350 пассажиров, длина 31,2 м, ширина 8,4 м. «El Faro» в длину 18 м, в ширину 6 м, рассчитан на 80 пассажиров. Выбрала «El Faro», потому что он, во-первых, меньше и элегантнее «Камиллы», во-вторых, «El Faro» звучит лучше.




Лена petite_nyctale пошла меня провожать. На самом деле просто с рук сбыть хотела побыстрее. Вон уже вовсю озирается - где там у нас Лена К.?




По прогнозу в 18 часов в Лаппеенранте должна была случиться гроза с шквалистым ветром. Очень я на это рассчитывала. Мне хотелось бури, шторма. Но увы… Духота и жара страшная, ни ветерка. Даже на воде никакого облегчения.
Всего пассажиров было около 30 человек, все они поднялись на верхнюю палубу. А я осталась одна на нижней палубе, на корме. Верхняя палуба давала мне немного тени.




Нельзя сказать, чтобы ЦБК сильно украшал ландшафт, зато видно отовсюду:



Наконец, Лаппеенранта скрылась из виду. Идем по живописным шхерам Сайменского архипелага:



Во время прогулки по трансляции рассказывали о Сайме, нерпах и т.д. Каждый абзац сначала на финском, потом английском и русском языках.
















Сцилла и Харибда:



Так спокойно плавали целый час. Вдруг поднялся свежий ветер, налетела туча:



Что тут началось! Штормовой ветер, ливень стеной, громы и молнии! Пассажиры с верхней палубы, все в маечках и шортиках, успевшие промокнуть насквозь, скатились вниз, спрятались в баре. Так как я заранее рассчитывала на грозу, то у меня с собой была тонюсенькая полиэтиленовая накидка в пол. Накинула её, осталась на палубе в одиночестве. Ветер рвет флаг, мачта гнется. Красота! Стоять одной на палубе во время шторма - что может быть лучше?



К сожалению, моё штормовое счастье было недолгим. Через двадцать минут всё было кончено. Пассажиры опять высыпали на палубу. В воздухе наконец-то посвежело. Цвета и краски приняли свой естественный вид: серое небо, свинцовая вода, мрачные скалы:



«El Faro» повернул назад. Возвращались другим маршрутом. На островах там и сям небольшие дачки:












Вот моя мечта - на маленьком заросшем камне (соток 10-15) стоит небольшой домик. Попасть сюда можно только на катере:



Двухчасовая прогулка подошла к концу, «El Faro» дает гудок:



Капитан прощается с мокрыми пассажирами:



Подруги встретили меня на причале. Мы ещё часик погуляли по набережной, перекусили и пошли в гостиницу.
Мужественная лотта стойко выдержала удар стихии:



На рецепции опять никого не было.

Ссылки на все записи о поездке
Пешком вдоль старого Сайменского канала
Музей Сайменского канала
Линия Суворова. Суворовские сайменские каналы
Лауритсала. «У Майорши». Прогулка по Сайменскому архипелагу
Круиз по Сайменскому каналу
Выборг



Выборгская губерния, ворчание, Вспоминаю, Суоми-красавица, Еда

Previous post Next post
Up