Поднесение к Рождеству

Jan 07, 2014 14:56

Ещё в XVIII веке существовала традиция на Рождество устраивать в Зимнем дворце выставки лучших изделий Императорского фарфорового завода. В наше время эта традиция была восстановлена. В прошлом году в Аванзале проходила очередная одиннадцатая выставка из цикла «Поднесение к Рождеству». Выставка « Античный фасон » была посвящена теме влияния античности на русский фарфор второй половины XVIII века.

Большое влияние на оформление русского фарфора оказывали вкус и пристрастия Екатерины II.

Свадьба Альдобрандини. 1793-1802
Прототипом послужила римская фреска конца I века до н.э. - начала I века н.э.
Покровительница брачного очага богиня Гера беседует с закутанной в покрывало невестой:


Бисквит «Меркурий» в уменьшенном виде повторяет «Отдыхающего Гермеса» Лисиппа (IV до н.э.):


Амур с садком рыбы. 1760
Амур держит садок с рыбой. Символика сводится к тому, что, проглотив приманку любви, можно попасть в сети мучительных чувст, выбраться из которых будет трудно.
Амур правой ногой опирается на пенек. Пенек обусловлен технологическими особенностями обжига, так как служил подпоркой для фигурки.


Вакх (Осень). 1760


Зима. 1760-е - начало 1780-х
Кутаясь в одеяло, пути греет руку над костром:


Воздух. 1760-е - начало 1780-х


Бюст императрицы Екатерины II. 1793
Модель Ж.-Д. Рашетта с мраморного оригинала Ф.И. Шубина 1783 г.
Этот бюст неоднократно повторялся на заводе для подарков почетным гостям. Выпускается до сих пор на современном производстве.




Ясский мир (или Заключение мира, или Апофеоз России). 1791
Модель Ж.-Д. Рашетта. Бисквит.
Екатерина восседает на ладье как на троне. В правой руке она держит щит, на котором изображен её портрет на фоне рулевого весла. В левой руке - палица Геркулеса, что символизирует мужество и силу. Екатерина попирает ногами турецкие трофеи, лежащие около развернутого свитка с текстом мирного договора. Рядом с Екатериной богиня Флора, в её левой руке рог изобилии - символ благополучия и процветания России. Спокойствие страны охраняет трехглавый пес Цербер.








Медальон с портретом императрицы Екатерины II. 1780-е - начало 1790-х
Модель Ж.-Д. Рашетта с мраморного оригинала Ф.И. Шубина 1780-1796 гг.


Ваза с портретом и вензелем императрицы Екатерины II и бисквитным букетом. 1780-е






Ваза с крышкой с портретами правителей Македонии - Кассандра и Антигона. 1780
Портреты выполнены в технике гризайль. Поверхность расписана «под камень», создавая иллюзию розового мрамора.




Ваза с ручками в виде львиных масок. 1780


Ваза-канделябр на шесть свечей. 1780-е


Ваза с крышкой с аллегорической росписью в медальонах. Конец 1780-х
Ваза в форме кратера была исполнена в честь тезоименитства Екатерины II. На одной стороне изображена фигура Славы. На другой стороне Слава указывает на дату тезоименитства - на щите изображены число «24» и зодиакальный знак Стрельца.








Предметы из Яхтинского сервиза. 1785-1787
По легенде, сервиз был изготовлен к путешествию Екатерины II в Крым в 1787 году. В овальных медальонах изображены символы могущества русского флота: двуглавый орел, держащий лавровый венок и флаг с двумя перекрещенными якорями.






Предметы из сервиза с меандром. 1796-1810-е






Табакерка с рельефными изображениями архитектурных мотивов и росписью цветами и насекомыми. Около 1760.






Чашка с росписью «под дерево» и лепной ручкой в виде наяды
В древнегреческой мифологии наяды были нимфами водных стихий и хранительницами вод. По преданию, наяды имели очистительные свойтсва, обладали способностью дарить молодость и бессмертие.



Рюмочная передача. 1780-е




Чашка с блюдцем с портретом Екатерины II и вензелем императрицы «Е II». Около 1785




Чашка с крышкой и блюдцем с силуэтными портретами великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. Конец 1780-х - начало 1790-х
Термин «силуэт» происходит от имени генерального контролера финансов Франции Э. де Силуэта (1709-1767). По одной версии - с его персоны впервые был сделан теневой профиль, по другой - Силуэт сам создавал подобные работы.



Чашка с крышкой и блюдцем с надписью «береги чтобъ помнить» и монограммой «ЕР». 1780-1796
Монограмма «ЕР» составлена из первых букв матери-императрицы и сына-наследника.


Чашка с блюдцем с росписью в «этрусском стиле». 1780-е
На чашке изображены юноша с диском и богиня с факелом, стоящие у жертвенника. На блюдце представлена сцена пленения престарелого Пана тремя вакханками.
Есть версия, что эта чайная пара была подарком Екатерины II Г.А. Потемкину в качестве намека на его излишне сердечное отношение к своим племянницам.. По краю чашки надпись по-французски, в переводе: «Не трогайте её, не подумав обо мне».



Чайник с крышкой с росписью в «этрусском стиле». 1780-е



Чаша с крышкой с вензелем императора Пала I и росписью в «помпеянском стиле». Конец 1790-х
Роспись воспроизводит композиции помпейской настенной живописи.






Чаша с росписями «под мозаику». 1800-е










Эрмитаж, Выставка

Previous post Next post
Up