В субботу 25 мая вместе с мамой были на экскурсии в Пулковской обсерватории. Мы были там впервые. Поехать нам рекомендовала моя подруга Лена К., которая была там пару месяцев назад со своими студентами (она почему-то их называет «детьми»).
Наша экскурсия состояла из трех частей. Первый час Галина Матвеевна, с которой мы недавно побывали в Чесме, рассказала нам историю Пулковских высот. Потом научные сотрудники обсерватории должны были провести экскурсию из двух частей. Первая часть - историческая, с посещением музея обсерватории, вторая часть - научная, с посещением солнечного телескопа. Лена меня предупреждала, что научную часть всегда ведет только один человек, который несет какую-то дикую ахинею. Зато дама, которая ведет экскурсию по музею, рассказывает очень интересно. Я тогда сразу подумала, что Ленка вечно чем-нибудь недовольна, сказала бы честно, что просто не разбирается в астрономии, вот и валит со своей головы на учёную. За такие мысли я и поплатилась. У нас обе части - и историческую, и научную вёл тот самый товарищ. Вот так-то….
Товарищ обрушил на наши головы сумбурный словесно-поносный поток сознания, не имеющий отношения ни к истории, ни к астрономии. Текст был посвящен личным проблемам сотрудника - низкая зарплата, отсутствие финансирования, лучшие наши обсерватории теперь за границей (на Украине, в Крыму, Грузии, Армении и Средней Азии), о глупости, бесконечной как вселенная - кругом одни идиоты, идиоты, идиоты... Как хорошо было жить при Брежневе. То есть минут пять это всё ещё можно было бы послушать, посочувствовать и может быть даже где-то как-то в чем-то согласиться. Но не два же часа подряд.
Да ещё из-за отвратительной погоды (а в субботу была типичная октябрьско-ноябрьская морось и холодно), нам не удалось увидеть солнце в солнечном телескопе, потом ещё начался ливень, и мы не пошли к радиотелескопу и к петровской горке.
Кое-что интересное, правда, проскакивало. Например, про то, что случилось в Челябинске, про то, что журналисты назвали «метеоритом». Про это примерно минуту рассказывал. Потом ещё пару минут про пятна на солнце и солнечную активность говорил. В общем очень сложная эта наука - астрономия, может и правильно, что нам про это не рассказывали. А то так наслушаешься, а там глядишь, инопланетяне везде мерещиться начнут. Лучше не надо, так спокойнее.
А вообще нам там понравилось - очень красивый парк, всё цветет, прекрасный воздух, соловьи поют. Мы успели погулять до начала экскурсии, когда ещё погода была приличная.
Галина Матвеевна рассказывает и показывает, мама конспектирует:
В новгородский период здесь находилось село Пурколово, от которого, возможно, и произошло несколько измененное название холма. Село это упоминается в новгородских писцовых книгах XVI века. Село включало в себя десять деревень, в том числе и деревню Купчино. В 1708 году Петр подарил эту мызу своей супруге, Екатерине. Её не устраивал старый шведский дом. Для неё здесь построили новый деревянный дом. Но сама Екатерина, а потом и её дочь, Елизавета Петровна, всё-таки предпочитали Саарскую мызу. Тем не менее Елизавета Петровна поставила в Пулково каменный дом, который в своей центральной части напоминал дом в Царском Селе, который потом Растрелли перестроил в роскошный дворец.
Вид на деревню Купчино
Екатерина II увлекалась астрономией, что было хорошо известно. В 1796 году английский король Георг III подарил ей телескоп. Екатерина приезжала на Пулковскую гору любоваться звёздами, приглашала сюда астрономов и беседовала с ними. Поэтому обсерватория появилась в Зимнем дворце над её апартаментами.
Здесь на Пулковской горе по приказу Екатерины II Джордж Буш разбил самый первый в России пейзажный, или как тогда говорили английский, парк. Парк этот сильно пострадал во время войны. Очевидцы вспоминали, что у деревьев даже не было ветвей, стояли голые стволы. После войны был разбит новый парк. Проектировала парк главный ландшафтный архитектор Ленинграда Ольга Иванова, деревья высаживали из нашего Ботанического сада.
В словаре Брокгауза и Ефрона написано:
Первая обсерватория в России основана Петром Великим, одновременно с академиею наук, в 1725 году. Первым её директором был Делиль. В 1747 году она сгорела и была вновь отстроена и улучшена преемниками Делиля - Гейнзиусом и Гришовым. Последний обратил внимание на неудобства расположения обсерватории среди города и на высоком здании: дым печных труб окружающих домов скрывает горизонт, а инструменты дрожат от проезжающих экипажей.
…
В 1830 году профессор юрьевского университета В. Струве был послан за границу со специальною целью осмотреть главнейшие обсерватории Западной Европы и разработать проект новой русской.
Назначенная специальная комиссия остановила выбор на вершине Пулковской горы, указанной самим императором Николаем I и лежащей к югу от столицы, в 14 верстах от Московской заставы, на высоте 248 фт. над уровнем моря.
…
Проект здания и самое его осуществление поручены архитектору А.П. Брюллову, а инструменты одновременно заказаны в Мюнхене Эртелю, Рейхенбаху и Мерцу и Малеру, в Гамбурге - братьям Репсольд. Закладка Пулковской обсерватории состоялась 21 июня 1835 года, а торжественное освящение 7 августа 1839 года. Общая стоимость сооружения достигала 2 100 500 руб. ассигнациями, включая сюда 40 000 руб. ассигнациями, выданных государственным крестьянам, имевшим свои усадебные места на отчужденном под обсерваторию участке в 20 десятин.
По первоначальному штату в Пулковской обсерватории полагалось: директор, 4 астронома и смотритель, по новому штату 1862 года положено: директор, вице-директор, 4 старших и 2 адъюнкт-астронома, ученый секретарь, 2 вычислителя и неопределенное число сверхштатных астрономов, обыкновенно из числа молодых людей, окончивших курс университета и готовящихся посвятить себя астрономии. Первым директором назначен был В. Струве».
Нижний этаж башни каменный с прочными и независимыми основаниями для стен и колонны рефрактора; верхний этаж с крышею - железные и представляют вращающуюся часть с люками, открываемыми при наблюдениях. Вращение подвижной части производится динамо-машиною. У колонны рефрактора стоят лестницы для удобного расположения наблюдателей при направлении трубы в любую точку неба».
Интересно, что крыши были сделаны коническими. Когда после войны обсерваторию строили заново, то крыши сделали сферическими, потому что так удобнее.
Раньше высота Пулковской горы была 75 метров, сейчас 72 метра. Во время войны здесь была такая мясорубка, что горы немного сместились. Восточная гора превратилась в пологий склон, западная (малая) Пулковская гора соединилась с главной горой. Поэтому теперь получается, что у нас вместо Пулковских высот есть только одна Пулковская гора. Немцы хотели во что бы то ни стало захватить Пулковские высоты, уже в сентябре они подошли совсем близко, но их удалось остановить на 21-м километре. После бомбардировок и артобстрелов практически ничего не осталось ни от великолепной библиотеки, ни от уникального оборудования.
Поэтому всё что мы видим сегодня это вновь построенные на пустом месте здания. Вновь обсерватория была открыта 21 мая 1954 года. Много сотрудников обсерватории погибло на фронте или умерло во время блокады. Сохранилась небольшая группа ученых, которые были отправлены наблюдать полное солнечное затмение 21 сентября 1941 года в Алма-Ату. Они уехали в командировку ещё до начала войны. Кроме того, несколько астрономов были отправлены в эвакуацию в Ташкент во время блокады. Вот эти люди и восстанавливали обсерваторию после войны.
Так выглядело главное здание в 1944 году:
Главное здание было восстановлено в 1953 году по первоначальному проекту, а все остальные построены по новому проекту, разработанному группой архитекторов под руководством профессора В. Л. Гофмана и академика А. В. Щусева.
Был построен новый жилой городок.
Гостиница:
Из словаря Брокгауза и Ефрона: «Середину главного здания занимает круглая зала с бюстом основателя обсерватории - императора Николая I, портретами последующих императоров и знаменитейших астрономов. Над этой залой помещается библиотека, имеющая в настоящее время 15000 томов и около 20000 брошюр астрономического содержания».
Часть библиотеки удалось спасти ещё до того как здание было полностью разрушено. Сотрудники носили по ночам книги в город. Самое ценное оборудование спасти не удалось, так как оно было вмонтировано в фундаменты, чтобы избежать вибраций. Но кое-что из оборудования перенесли в город.
Пулковский меридиан:
Экспонаты музея:
Интересно было бы узнать технологию изготовления такой линзы. Если я правильно понимаю, то на сегодняшний день нет технологий по изготовлению линз диаметром более 34 дюймов (из-за силы тяжести). Другое дело зеркала, их можно ставить на фундамент, таким образом можно избежать ненужного прогиба. Кстати, остывает такое зеркало после отливки почти год.
Раньше каждый день в 15:00 по радио передавали сигналы точного времени. Сигнал по всей стране шёл именно от этих часов. Поверка часов, производилась ежедневно. А сейчас есть атомные часы, у которых практически отсутствует погрешность измерения. А старые часы можно увидеть в музее. Жаль только, что точно неизвестно, а что такое время:
Ещё лет 50 назад астрономы смотрели в эти телескопы:
Астроном полулежал в таком специальном кресле, у которого удобно можно регулировать спинку
и смотрел:
Примерно так:
А сейчас так уже не смотрят. Смотрят на монитор, а телескоп стоит где-нибудь в Южной Америке. Все обсерватории в мире связаны между собой.
Здесь расположен крупнейший в России 26-дюймовый телескоп-рефрактор:
Телескоп был получен после войны по репарациям. Изначально он предназначался для Муссолини.
Сейчас в него смотрят всего около 80-и раз в году (когда погода позволяет). Ещё в 1960-е ясных дней в году было порядка 160, но сейчас слишком много пыли в воздухе, которая мешает смотреть.
Здесь находится солнечный телескоп:
Внутри помещения:
В ржавом вагончике лазерный дальномер (был?):
Фонтан «Старик» питался родниковой водой из горы. Во время войны фонтан сильно пострадал, в 1953 году его как могли восстановили, но воды уже не было. Никто не знает куда она ушла.