Шведы эти острова назвали Бирка (Бьёрке), что значит берёза. Также можно встретить названия Биёркё, Бирке, Беркё, Берке и Бъэрк-э. Финны называли это место так же (по-фински Койвисто). Территория волости занимала полуостровное положение. История Бьёрке связана с морем.
Открытой воды в этих местах почти не видно, вдоль побережья много островов. Здесь могли укрываться суда от любых штормов, а берег такой, что позволял кораблям свободно пришвартовываться к берегу. Примерно в X-XI веках в этих местах появилась меновая торговля купцов с местными жителями.
Первый раз Бьёрке упоминается в немецких летописях в 1268 году как складское место Ганзейского союза. Название Бьерке фигурирует в проекте договора, заключенного между немецкими и голландскими купцами и новгородцами. Немцы и голландцы просили новгородцев обеспечивать им защиту на пути из Бьёрке в Неву, но новгородцы обещали протекцию только начиная от острова Котлин.
Интересно, ганзейские купцы не пользовались компасом. Поскольку Бьёрке был расположен на пути ганзейских купцов, то шкиперы, из года в год проходящие по одним и тем же маршрутам и промерявшие глубину хребтов и омутов морского дна, так наглядно представляли себе всю картину моря, что на основе двух-трех замеров могли определить расположение судна в море, даже если суши и не было видно. Все данные собирались и на их основе составлялись морские карты.
До Ореховецкий мира (1323) ни одно из государств не облагало жителей Бьёрке налогами, так как до этого момента ещё не существовало четкой границы между западом и востоком. Но после заключения договора Карельский перешеек был разделен надвое. Жители Бьёрке оказались шведскими подданными. В 1293 году был основан
Выборг , туда стали возить камень, песок и другие строительные материалы.
Наряду с развитием мореходства в Бьёрке стало развиваться рыболовство. Немецкие купцы экспортировали рыбу в Эстляндию.
Массовому уничтожению жители Бьёрке подвергались в 1570-1572 годах, в 1582 и 1592 годах. В 1581 году острова Бьёрке служили морской базой шведскому флоту, когда Понтус Делагарди возглавлял поход на
Нарву .
После столетия истребительных войн с заключением Столбовского мира для жителей Бьёрке начался почти вековой период мирной жизни. Но тяжелая рекрутская повинность и налогообложение продолжались, так как Швеция сражалась в 1620-е и в 1650-е с Польшей, в 1630-1640-х годах участвовала в 30-летней войне с Австрией. Кроме того, Швеция воевала с Данией в 1640-1650-х годах, и понесла огромные потери в 1670-х годах.
Следующее упоминание о Бьёрке относится к 12 марта 1710 года, когда граф Ф.М. Апраксин с 13-тысячным корпусом пехоты и кавалерии прошел по льду Финского залива с острова Котлин до Выборга. В том же году состоялся переход флота от острова Котлин до Выборга. Флот был разделен на три отряда: корабельным командовал вице-адмирал К.И. Крюйс, галерным - контр-адмирал И.Ф. Боцис, отрядом шняв - Петр I (под именем Петра Михайлова).
Выборг был взят . В память о тех событиях один из островов Березовского архипелага, два пролива и поселок были названы Петровскими.
В 1719 году был учрежден караул н Большом Березовом острове, чтобы суда, следовавшие из Петербурга к Выборгу, «не приставали к проходившим чужестранным судам и товаров тайно не провозили».
В 1720 году вице-адмирал Корнелиус Крюйс получил Бьёрке в пожизненное владение.
В 1817 году эти земли были возвращены в казну.
У нас интересно преподают историю. Некоторые думают, что Крымская война была исключительно в Крыму. Меж тем в начале лета 1855 года к Березовым островам подошел английский флот, который напал на порты Балтийского моря. Англичане предполагали использовать Бъёрке-зунд для создания военно-морской базы для блокады Кронштадта. На берег высадился десант. Подойти к Петербургу они не смогли, но жители побережья очень пострадали от военных действий. Кстати, Петербург был тогда не защищен с севера, никто не предполагал нападения с той стороны. Поэтому после войны было начато строительство укреплений. Позже эти укрепления использовал Маннергейм, так что он не на пустом месте и не с нуля строил свою защитную линию.
Бьёрке оказалось в крайне выгодном положении, находясь на расстоянии 100км от Петербурга и 50км от Выборга. Финляндия была защищена таможней, но в то же время могла сбывать свои товары в России. В Петербург возили камень, песок и сваи для строительства. Кроме того в Петербурге были хорошо оплачиваемые рабочие места. Город богател и процветал, численность населения увеличивалась. Основными занятиями было рыболовство, судостроение и судоходство. В 1914-1916 годах была построена железная дорога Терийоки - Бъёрке.
В 1920 году Бьёрке был переименован в Койвисто.
С портом Койвисто связана одна удивительная история вынужденного кругосветного путешествия петроградских детей. Зимой 1918 года представитель американской миссии Красного Креста Бремхолл вывез из голодающего Петрограда почти 800 воспитанников одной из колоний. Их путь лежал за Урал, но волею непредвиденных обстоятельств группа детей оказалась на Дальнем Востоке, затем на японском корабле «Йомимару» они отправились в Америку (Сан-Франциско - Нью-Йорк). Узнав, что их хотят оставить на постоянное жительство во Франции, воспитанники потребовали возвращения в Россию. На том же корабле их переправили в Финляндию. Осенью 1920 года они высадились в порту Койвисто, чтобы проследовать оттуда в санаторий «Халила». 25 января 1921 года последняя партия детей была отправлена в Петроград.
Из
архива Кати Козловой : «Близко к берегу пароход не мог подойти, приходилось грузить на баржи, с барж , перегружали в вагоны финской железной дороги, доставили в Уссикирко. Йомей-Мару не разрешили подойти к Петрограду из-за политических соображений. Финны были настроены враждебно. Пришлось пароход выгружать в Киойвисто, а потом по железной дороге до станции Уссикирко в санаторию Халило. В Петроград мы поездом, отдельными группами доезжали до станции Белоостров, у погранзоны американская администрация передавала нас родным, приехавшим из Петрограда на встречу».
Разгрузка парохода Йоме-Мару в Койвисто:
В 1920-1930-х годах количество судов сократилось, торговый флот никогда уже не смог достичь уровня 1910 года. Людям пришлось искать работу в других регионах Финляндии. Промышленность была развита слабо. Имелись лесопильные заводы, ремонтно-механические мастерские, рыбозаводы и мельницы. В 1924 году была построена железная дорога Койвисто - Выборг. В порту была сооружена 100-метровая каменная пристань.
В 1944 году бои за овладение Бъёркским архипелагом носили ожесточенный, но кратковременный характер.
После войны эти места стали заселятся переселенцами из Саратовской, Вологодской и Смоленской областей, а также из Белоруссии и с Украины. Переселенцам была предоставлена работа, связанная с рыбной ловлей и переработкой рыбы. Открылись текстильная фабрика и звероферма. В конце 1950-х годов в Приморске началось строительство секретного объекта, специализирующегося на космической технике. В Приморск из Москвы и Ленинграда стали съезжаться высококвалифицированные инженеры и химики. Началось строительство многоэтажек, по дорогам забегали «Москвичи» и «Волги». В 1959 году в Приморске проходили ходовые испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». В 1990-е годы Приморский НТЦ РКК «Энергия» был закрыт. В 2001 году начал работать нефтеналивной порт.
Продолжение будет.