Делал небольшую справку про фотографа Жана-Мари Перье и решил выложить в блог. Жан-Мари Перье родился в 1940 году в Париже. В 16 лет он стал ассистентом фотографа Даниэла Филипакки, который сотрудничал с журналами Paris Match, Marie Claire и Jazz magazine. Отслужив в армии в Алжире, снова устроился к Филипакки в молодежный журнал Salut Les Copains, для которого стал снимать популярных поп- и рок-исполнителей.
Мы развлекались и наслаждались жизнью. Все было несерьезно. Все. Сегодня это утеряно. Мы были послевоенным поколением, которое отвергало образ жизни, приготовленный для нас родителями. Они прошли через войну и хотели стабильности и рациональности. А мы хотели жить как герои голливудских фильмов.
У меня была абсолютная свобода действий, никто не говорил мне, как снимать. Единственное, что мне сказал Филипакки: «Эти фотографии не должны нравиться родителям». Никто не считал это искусством, они предназначались для того, чтобы быть вырезанными из журнала и наклеенными на стену.
Фотографии Перье 60-х интересны тем, что на них сняты знаменитости, когда они еще не были знаменитостями. Например, музыканты группы Роллинг Стоунз на фото 1965 года стоят посреди парижской улицы, и на них никто не обращает внимания. Спустя всего год сделать такое фото было уже невозможно.
Роллинг Стоунз. Париж, 1965. Жан-Мари Перье
На фото 1964 года «Сигареты» Битлы - только начинающие набирать популярность музыканты. Перье еще плохо знает английский, но понимает: нужно сделать так, чтобы эти парни его запомнили, они далеко пойдут. Он приглашает их в студию, раздает сигареты и зажигалки, делает знак ассистенке выключить свет и просит их прикурить. Битлы щелкают зажигалками, Перье делат кадр, включает свет и говорит парням «до свидания». Эта самая короткая фотосессия в их жизни Битлам запомнилась, и впоследствии Перье стал другом музкантов.
Битлз. «Сигареты». Париж, 1964. Жан-Мари Перье
Еще одна особенность фотографий Перье - в них не чувствуется постановка. Хотя каждое фото срежиссировано автором.
В то время все фотографии были постановочными: даже те снимки, которые кажутся документальными, на самом деле имитация действительности. И это как раз то, чем я всегда занимался, - спектакль. Реальность и правда жизни меня не интересуют.
Таково, например, фото Сильви Вартан 1963 года. Кстати, она на нем не говорит по мобильнику, их тогда еще не было.
Сильви Вартран. Нью-Йорк, 1963. Жан-Мари Перье
На пике карьеры фотографа Жан-Мари бросает фотографию и увлекается кино. Снимает документальные и игровые фильмы. В 1980-м один из его фильмов показали в Каннах. Уезжает в Америку, где десять лет снимает рекламные ролики.
Я, как всякий нормальный человек, в определенный момент в Лос-Анджелесе заскучал. Моя сестра Анн-Мари тогда была главным редактором журнала Elle. И однажды она мне предложила: «Почему бы тебе не вернуться к фотографии?» У нее была идея фотосерии известных дизайнеров: снять кутюрье так, как я когда-то снимал рок-звезд. Что, в общем-то, логично, потому что они - современные рок-звезды, в то время как мятежные музыканты прошлого давно уже стали добропорядочными буржуа.
Так родилась серия фотографий модных дизайнеров: Карла Лагерфельда, Ива-Сена Лорана, Жана-Поля Готье, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд и Кензо.
Карл Лагерфельд. Гамбург, 1995. Жан-Мари Перье
Об истории этой фотографии Ива-Сена Лорана можно почитать здесь:
Фотограф Жан-Мари Перье об Иве Сене-Лоране.
Ив Сен-Лоран. Париж, 1995. Жан-Мари Перье
До 28 января в Москве в Галерее им. братьев Люмьер
идет выставка фотографий Жана-Мари Перье. Рекомендую успеть сходить, если еще не.