"Вино - одна из хороших вещей для хороших людей"

Dec 09, 2012 17:09

Люди мы с вами, в общем, неплохие.
Вино любим.
Поэтому с готовностью соглашаемся с изречением великого еврейского мудреца третьего века до н.э. Бен-Сираха (Бен-Сиры), вынесенным в заголовок.

Кроме того, что слова эти справедливы, они также свидетельствуют о том, что и в библейские времена вино пили - и ценили.

На самом деле, виноделием люди начали заниматься очень давно: как минимум, пять-восемь тысяч лет назад. Исследователи даже утверждают, что именно виноделие и естественным образом связанное с ним виноградарство превратили людей древности из кочевников в осёдлых земледельцев. Что логично: хлебные злаки, которые начали выращивать, конечно, значительно раньше винограда, осёдлого образа жизни, в общем-то, не требуют. Бросили зёрна в землю и пошли дальше, надеясь на бога и на благоприятную погоду. Периодически надо, конечно, навещать, чтобы соседи не очень зарились, а к жатве ввернуться и собрать урожай.
С виноградом так обращаться невозможно. С ним надо возиться, как с малым ребёнком, нянчить лозу, холить её и лелеять. Поить, подкармливать, обрезать...
Жить около виноградника, словом, дневать на нём и ночевать.

Но не станем уходить совсем уж в глубь истории. Вернёмся к библейским временам да прогуляемся по библейским странам: попробуем разобраться, что происходило с вином, виноградарством и виноделием в пределах так называемого "плодородного полумесяца": в Месопотамии, в Ассирии, Вавилоне, Эрец Исраэль и Египте.




В восточной части "полумесяца" виноград выращивали мало и с трудом - климатические условия не очень-то этому благоприятствовали.


Но пили - превесьма!

На пирах, по словам историков, "...вино текло бессчётно, как вода в реке".

Видите?

Дамы на верхней картинке смешивают вино с водой.

Ибо было оно сладким и густым.

Бородатые мужики на картинке нижней это разбавленное вино пьют.

Похоже, что снижение градусности они возмещали количеством:
помните, например, как царь Ахашверош пировал со своими сановниками аж 180 дней подряд, и ещё семь дней отдельно с особо избранными?

А вот ассириец Ашшурбанипал был скромнее, аскетичнее, можно сказать.

И пил вино тет-а-тет с женой.


Поэтому никаких сложностей с женщинами, как у Ахашвероша, у него отмечено не было.

Но царь тоже пил неслабо. Ему даже специальный wine-list подавали.

Вот этот:




В меню с десяток вин из разных концов Ойкумены, от Царского вина до вина Пастушьего, от вин из Арнабани, что в северной Сирии, до вина из Са-Та-Ба-Би-Ру-Ри (только не спрашивайте нас, где это).

В Египте, напротив, виноградарством и виноделием занимались всерьёз и основательно. Даже относились к этому, как к чему-то божественному. Кровь героев-богоборцев, полагали они, впитывается в землю и возвращается виноградным вином, которое придаёт пьющему силу, равную силе богов (даже Плутарх позже об этом писал). Первым виноградарем и виноделом в Египте считали бога Озириса, причём, некоторые античные авторы олицетворяли его с греческим богом виноделия Дионисом.

Владеть виноградником в Египте было крайне престижно, это могли делать только члены семьи фараона, высшая аристократия и жречество. Они же вино, преимущественно, и пили. Простонародье довольствовалось пивом.

Ну, изредка в качестве наград или бонусов вино выдавали солдатам.


Больным тоже могло повезти, они иногда получали вино, как лекарство. Правда, в этом случае его настаивали на таком количестве пряностей (типа розмарина, кориандра и т.п.), что химики сегодня с лёгкостью идентифицируют все эти добавки в соскрёбах с внутренних стенок сосудов пятитысячелетней давности.

По рисункам на неисчислимых фресках мы можем проследить все этапы изготовления вина:

как виноград растят,
ухаживают за ним,
отгоняют птиц особыми хлопушками;

как собирают спелые грозди;

как давят собранные ягоды,

сливают сок в специальные ёмкости;

ставят в глиняные сосуды сбраживаться...

Отпрессовывают...

И - разливают по чашам на пирах...

В Эрец-Исраэль, по словам древних авторов, вина было больше, чем воды.


Плодородная земля,
великолепно развитое террасное земледелие,
глубокие познания в ирригации позволяли выращивать отменный виноград.

Лоза опиралась на каменные стенки - подпорки террас и разрасталась шатром, стелясь по земле. На каждом винограднике стояли особые башни - "шомеры".


Развалины шомер
до сих пор можно увидеть на древних террасах в Иудее и Самарии.

Спелый виноград собирали,
слегка подвяливали на солнце и давили ногами на специальных каменных площадках - гатах.
Сок сбраживали в кожаных мехах.

Вино для евреев всегда имело очень большое значение.
Ни один религиозный обряд не проводился без вина. Ни один праздник без него не обходился, ни один будний день - потому что воды в стране было мало и качество её было не ахти. Поэтому было безопаснее не вино разбавить водой, но воду обеззаразить вином.

Вино - один из трёх столпов средиземноморского рациона, наряду с хлебом и оливками.


Вином платили налоги. Его поставляли к царскому двору в специальных кувшинах, на ручках которых стоял штамп: "ле-мелех" - "царю".

Вином - и немалым его количеством - царь Шломо (Соломон), в числе прочих товаров, заплатил финикийскому царю Хираму за древесину для постройки Первого Храма.

А сколько библейских притч и песен посвящены вину и винограду!
А семантический разбор ивритских слов, связанных с вином и виноделием, занял бы отдельный пост; не исключено, что мы представим вашему вниманию подобный пост в будущем.

И традиции виноделия в Эрец-Исраэль, в отличие от других стран, упомянутых в этом тексте, живы по сей день.







Но об этом - позже...

история вина

Previous post Next post
Up