Как Лукашенко оказался у власти.

Aug 25, 2020 21:45



Явление Лукашенко - интересный исторический, политический и социально-психологический феномен. В его личности одновременно сфокусированы как уникальность, так и типичность нынешнего переломного исторического периода, белорусского менталитета, тех сложных, противоречивых процессов, которые происходят в посттоталитарном обществе.

В ходе кампании по выборам президента в 1994 г. Центризбирком наряду с биографиями других кандидатов распространил официальную биографию Александра Лукашенко.

Год рождения - 1954. Белорус. Окончил Могилевский педагогический институт и Белорусскую сельскохозяйственную академию. Народный депутат Республики Беларусь.

Трудовая деятельность:

1971-1975 гг. - студент Могилевского пединститута.

1975 г. - секретарь комитета комсомола СШ № 1 г. Шклова.

1975-1977 гг. - инструктор политотдела Западного пограничного округа.

1977 г.- секретарь комитета комсомола Могилевского горпищеторга.

1977-1978 гг. - инструктор Октябрьского райисполкома.

1978-1980 гг. - ответственный секретарь общества «Знание», г. Шклов.

1980-1982 гг. - заместитель командира роты по политчасти, в/ч 04104.

1982-1983 гг. - заместитель председателя колхоза «Ударник» Шкловского района.

1983-1985 гг. - заместитель директора комбината стройматериалов, г. Шклов.

1985-1987 гг.-секретарь парткома колхоза им. Ленина Шкловского района.

1987 г. - н/в - директор совхоза «Городец» Шкловского района.

Известно, что после избрания президентом Лукашенко не забрал жену с собою в Минск. Через несколько месяцев в столице очень популярным стал анекдот, который злые языки выдавали за чистую правду. Будто бы жена, отвечая на вопросы односельчан, почему она не
едет к мужу, говорила: «А мой Сашка больше двух лет нигде не задерживается».

Действительно, трудовая биография А. Лукашенко в доперестроечный период схожа с биографиями многих способных, амбициозных, полных сил и энергии специалистов из низов, не имевших связей в элитных кругах и поэтому не могущих прорваться в номенклатуру. Хотя, судя по биографии, попытки прорыва предпринимались Александром Григорьевичем с самых разных сторон. Он пробовал работать в комсомоле, советских органах, армии, промышленности, сельском хозяйстве. Однако с его задиристым характером у него было мало шансов в рамках существовавшей системы сделать какую-то серьезную карьеру. Можно предположить, что по большому счету у него были основания считать себя неудачником. Человек с огромными амбициями до 33 лет ходил в заместителях. Это создавало благоприятные условия для появления различных комплексов. Особенно с учетом очевидной психологической неустойчивости будущего президента. Возможно, его сегодняшняя плохо скрываемая неприязнь ко всему чиновничеству, особенно высшему, слабо мотивированные распоряжения об арестах высших должностных лиц есть в какой-то мере психологическая компенсация за былые обиды.

Можно представить, с каким энтузиазмом Лукашенко встретил горбачевскую перестройку. Она совпала с приходом его на самостоятельную руководящую работу. Лукашенко был назначен директором совхоза. Он понял, что пришло его время, и сразу же оказался в авангарде начавшихся преобразований. Совхоз «Городец», который он принял, был одним из двух убыточных хозяйств в сельском хозяйстве Беларуси. Энергично взявшись за дело, молодой директор стал применять новые по тем временам формы организации производства. С января 1988 г. одним из первых в Могилевской области он стал внедрять в совхозе арендный подряд. Было создано 3 арендных коллектива в растениеводстве и 16-в животноводстве. За два года валовая продукция в хозяйстве возросла в 2,2 раза, урожайность зерновых и производство мяса - в 2 раза, надой молока от коровы - в 1,5 раза, рентабельность увеличилась с 2,3 до 47,3%, а прибыль - с 16,3 тыс. до 1686 тыс. руб. Был обновлен машинный парк, построены кирпичный и асфальтовый заводы, много дорог (1).

Молодой директор сразу же попадает на страницы газет и экраны телевидения, выступает с трибун пленумов и конференций, избирается членом райкома партии, едет в Москву на совещание в ЦК КПСС по вопросам аренды, а Совмин СССР приглашает его участвовать в подготовке документов по развитию сельского хозяйства. В августе 1995 г. в интервью красноярским журналистам, вспоминая об этом периоде и явно неадекватно оценивая свою историческую роль, Лукашенко говорил: «"Комсомолка" сделала столько в свое время, когда в Беларуси был один реформатор - это Лукашенко, когда я еще только депутатом стал, еще при Горбачеве, я и пленумы ЦК готовил, несмотря на свою молодость, меня Горбачев приглашал часто в Москву. Мы проработки делали, я рецензировал «500 дней» Явлинского, потом Аганбегяну было поручено (Шаталин, Явлинский и вот Аганбегян) и надо было создать общую концепцию, кстати, я выступал против этой концепции. Меня очень хорошо знает Николай Иванович Рыжков, поскольку я очень часто принимал участие в заседаниях правительства в Советском Союзе, то есть я был известным человеком в свое время, но молодым еще» (2).

Но аппетит приходит во время еды. Лукашенко вошел во вкус, и взятый темп своего движения вверх показался ему явно недостаточным. Он понял, что процессы демократизации, начавшиеся в стране, позволяют не соблюдать номенклатурные правила игры и дают возможность более быстрого движения по карьерной лестнице.

Широко известен миф, до сих пор распространяемый самим Лукашенко, что он был единственным депутатом Верховного Совета Беларуси, голосовавшим против Беловежских соглашений. Этот факт стал важным элементом его избирательной кампании в ходе президентских выборов. На самом деле это не так. Давно опубликован протокол того исторического заседания 10 декабря 1991 г., из которого явствует, что депутат Лукашенко вместе с 26 другими членами парламента просто не участвовал в голосовании (20). А единственный голос «против» принадлежит, судя по всему, В.Тихине.

3 сентября 1993 г. в Минске состоялся организованный коммунистами и пророссийскими политическими силами и поддержанный Совмином Конгресс народа Беларуси. Кульминацией его была пламенная речь Лукашенко. Под бурные овации он заявил, что готов «на коленях ползти к России», что «единственный шанс для спасения от гибели -создание единого государства с бывшими республиками СССР, прежде всего с Россией». «На нашей земле был уничтожен великий союз. Отсюда, именно отсюда должно пойти движение по созданию новой великой державы. На этом пути необходимо отказаться от замусоленной идеи экономического союза, нужно принимать политическое решение» (21).

Но уже в этот период стала известна и другая сторона личности Лукашенко, которая в полной мере проявилась после избрания его президентом. В начале декабря 1992 г. в газете Федерации профсоюзов Беларуси «Беларуск) час» была опубликована статья «Как народный депутат А. Лукашенко развалил профсоюз в отдельно взятом совхозе». А вверху на всю полосу крупным шрифтом было напечатано: «С трибуны парламента легче защищать всех аграриев, чем создать нормальную жизнь крестьянину».

Статья написана А. Щербаком, бывшим председателем профкома совхоза «Городец», где директором был Лукашенко. В ней рассказывалось о постоянных нарушениях трудового законодательства в совхозе (незаконные штрафы, неправильная оплата в праздничные дни и т.д.). Лукашенко сорвал подписание коллективного договора между администрацией и коллективом. Попытки председателя профкома отстаивать права работников и протестовать против действий директора привели к острому конфликту. Лукашенко стремился изгнать А. Щербака из совхоза. Когда же рабочие переизбрали председателя профкома на второй срок, то директор применил безотказный прием. Он своим приказом запретил изымать профсоюзные взносы через бухгалтерию. В результате работа профсоюза в хозяйстве оказалась парализованной, взносы перестали собираться, А. Щербаку пришлось уволиться, профком практически прекратил свою деятельность.

Здесь же был опубликован комментарий председателя Шкловского райкома профсоюзов работников АПК В. Снегова. Любопытно, что в 1989 г. он, вопреки жесткому давлению партаппарата, был доверенным лицом кандидата в депутаты Лукашенко, когда последний бросил вызов самому Кебичу. Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление. И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора (22).

С начала 1993 г. критика Лукашенко действий властей становилась все более разгромной. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. 23 ноября 1993 г. в парламенте даже возник скандал, когда Шушкевич не дал слово Лукашенко для оглашения проекта постановления об отставке глав Совета Министров и Верховного Совета, и депутат самовольно прорвался на трибуну.

Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов.

Лукашенко воспользовался своей новой должностью даже не на 100, а на 200%. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня.

День 14 декабря 1993 г. - звездный час Лукашенко. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении.

Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» (29).

Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции.

Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно.

Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями.

Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание.

В ходе выборов сработал так называемый «эффект последней надежды». Население рассматривало избрание президента не как обычную демократическую процедуру, л как последний шанс, возможность одним махом радикально улучшить свою жизнь. К тому же это были первые президентские выборы. Отчасти этим объясняется такой высокий процент участия граждан в выборах в сравнении с соседними странами.

Необходимо отметить, что Лукашенко оказался отличным полемистом. Однако его полемический стиль имеет откровенно демагогический характер, он апеллирует не к разуму, а к подсознанию людей. Лукашенко предлагал простые решения сложных проблем, причем всеми знакомыми способами. Например, он поддерживал иллюзию о больших богатствах, наворованных коммерсантами и чиновниками, разделив которые можно разбогатеть всем.

Одной из основных идей предвыборной кампании Лукашенко был культ народа и противопоставление его номенклатурной власти. Он всячески восхвалял народ, наделял его всеми лучшими качествами, говорил ему то, что тот хотел услышать, прекрасно сыграл роль народного слуги. Лукашенко сознательно противопоставлял народ политикам, дискредитировал государственные учреждения и политические институты (банки, суды, правоохранительные органы, партии), власть вообще. И это нашло благоприятную почву в разуверившемся народе.

Будущий президент эффективно использовал еще один стереотип обыденного сознания. Уже давно среди политологов утвердилось мнение, что белорусы - самый советский народ. В основном это относится к проблеме национального самосознания. Однако это утверждение правильно и в другом смысле. Значительная часть населения стихийно и очень прочно усвоила ленинскую идею о кухарке, могущей управлять государством. Поэтому лозунг «Власть - народу, а не номенклатуре» был воспринят буквально.

Многие убеждены, что, во-первых, во главе государства должен находиться подлинный представитель народа, во-вторых, управлять государством не так уж сложно, главное, чтобы руководитель защищал интересы простых людей, а не бюрократов.

И Лукашенко удачно подошел под этот образ «человека из народа», «народного президента». Он формулировал то, что люди высказывали в очередях и курилках, причем говорил языком, наиболее понятным населению. Будущий президент всем обликом, культурой, речью с
несовершенными стилистическими оборотами оказался наиболее близким и понятным народу.

Лукашенко прекрасно сыграл роль жертвы, страдающей за народ, преследуемой властями. В этом ему здорово помогли неудачные попытки команды Кебича дискредитировать его.

Важным элементом его харизмы стала постоянно демонстрируемая искренность. Вообще в Лукашенко странным образом сочетается искренность и политический цинизм. Причем самые циничные вещи в его устах выглядят естественными и правдивыми: обвинения Шушкевича в воровстве, дискредитация депутатов Верховного Совета. А в то, что на него было организовано покушение в ходе избирательной кампании, президент, похоже, поверил уже и сам.

Лукашенко обладает всеми характерными чертами фанатика власти. У него нет друзей, нормальной семьи, есть только цель - власть, ради которой он готов на все. По его представлениям, политика - это борьба воли и характеров. И он, кроме всего прочего, проявил большую волю к победе, чем другие кандидаты в президенты. Белорусское общество оказалось не только готово, а жаждало пришествия народного мстителя, своего Стеньки Разина, готового отомстить за слезы людские всем преуспевающим в жизни (чиновникам, предпринимателям), забрать у богатых и отдать бедным. Если Шушкевич в свое время в выступлениях по телевидению объяснял обнищание населения объективными причинами перехода от одной общественной системы к другой, то Лукашенко просто указал пальцем на виновников народных бедствий и сразу стал кумиром.

Президентские выборы и последующие события дают основание пересмотреть устоявшееся мнение о толерантности белорусского социума. По большому счету можно утверждать, что степень толерантности общества в какой-то мере является показателем его способности жить в условиях демократии.

По данным социологического опроса, проведенного НИСЭПИ в 1996г., 68,2% населения поддерживают разного рода ограничения в отношении политических противников (даже если они не нарушают закон), а 40,4% требуют их политического уничтожения (37). По исследованиям лаборатории «Новак», в марте 1996 г. 48,2% опрошенных поддержали репрессивные действия властей по подавлению акций протеста (48).

Борьба с врагами, публичное их разоблачение стали любимым делом Лукашенко, которое он делал талантливо, с блеском. Позже Председатель Верховного Совета 13-го созыва Шарецкий назвал его «патологическим революционером».

Врагомания, искусственное провоцирование общественной конфронтации стали составной частью имиджа Лукашенко, способом его политического выживания. Сознательное нагнетание напряженности, доведение политической борьбы до степени психологической войны, постоянное воспроизводство чрезвычайного положения являются имманентной сущностью нового лидера Беларуси.

Таким образом, именно удачное совпадение ожиданий населения и политического образа народного заступника, выраженного Лукашенко, объясняет тот удивительный факт, что человек без серьезной команды, без программы и идей, без поддержки солидных политических сил, финансово-экономических кругов совершил триумфальное восхождение на вершину власти.

Статья опубликована в книге «Россия и Белоруссия: общества и государства» (редактор-составитель Д.Е.Фурман), Москва, Издательство «Права человека», 1998, с.226-258

Автор - Карбалевич Валерий, кандидат исторических наук, главный эксперт Национального центра стратегических инициатив «Восток-Запад», Минск
Previous post Next post
Up