Оригинал взят у
stavrwolf в
Ермак. Бой на Чувашевом мысу Во второй половине октября 1583 года с легкостью преодолевая сопротивление, порой весьма значительных местных гарнизонов, небольшое, но весьма грозное войско Ермака Тимофеевича подошло вплотную к столице сибирского ханства - городу Искеру (был расположен на правом берегу реки Иртыш при впадении в него реки Сибирки, в 17 км выше современного г. Тобольска).
Долгое время никому в ставке хана Кучума и в голову не могло прийти то, что кто-то сможет на лодках преодолеть тайгу и горные хребты отделявшие городки и поселения купцов Строгановых от татарских территорий, что кто-то посмеет небольшой кучкой воинов вторгнуться в обширные ханские земли. Поэтому за земляными укреплениями столичного града Искер, который еще называли Кашлык, никто особенно не ухаживал, и они со временем пришли в негодность. Земляной вал, возведенный когда-то вокруг города, во многих местах осыпался, деревянные укрепления местами сгнили, местами и вовсе усели от времени, вследствие чего об эффективном их использовании не могло быть и речи. Это сыграло роковую роль в разыгравшихся в дальнейшем событиях. Если бы у города имелись прочные укрепления, у казаков было бы мало шансов взять город штурмом, а на длительную осаду у них не хватило бы ни людей, чтобы создать надежное окружение, ни средств, так как боеприпасы казацких пищалей и пушек были ограничены тем их колличеством, что воины Ермака смогли принести на себе. С другой стороны значительная часть войска хана Кучума ушла в набег на Пермь, и если бы хану удалось продержаться до их возвращения, то против встречного деблокирующего удара у небольшого казачьего войска Ермака шансов вовсе не было.
Однако и без отряда, ушедшего в набег на русские земли, войско хана Кучума к моменту встречи с отрядом казаков было весьма внушительно! Под свои знамена сибирскому правителю удалось собрать около 15 000 человек, что почти в двадцать раз превышало количество отряда Ермака Тимофеевича(около 840 человек.).
Понимая, что использовать городские укрепления не удастся, татарский хан по совету своего лучшего военачальника Маметкула, который в июле у Бабасанских юрт уже имел горький опыт сражения с несокрушимыми казаками, вывел свои войска за городские стены и закрепился.
Недалеко от места сливания Тобола и Иртыша на высоком берегу у Чувашского мыса, сделав засеку(оборонительное сооружение из деревьев, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника, ветви деревьев затесывались в острые колы.) татарский отряд замер в ожидании противника, и казаки не заставили себя ждать.
Сплавляясь по Тоболу в Иртыш, 23 октября завидев укрепившегося на высоком берегу врага, Ермак Тимофеевич отдал приказ своим казакам высаживаться на берег, при поддержке непрерывной пальбы из пушек и пищалей со стругов.
На первоначальном этапе сражения план татарского военачальника имел успех, ядра и пули казачьих пушек и пищалей, из-за дальности расстояния не наносили серьезного урона укрывшимся за засекой ханским воинам, однако высаживающиеся на берег казаки создавали серьезную угрозу обхода. Потому, чтобы не дать высадившимся уже казакам закрепиться на плацдарме, Маметкул приказал расчистить в трех местах проходы в засеке, чтобы задействовать конницу, в которой у кучумосвского отряда был огромный перевес и сбросить казаков в Иртыш.
Видя этот маневр ханских войск, бойцы Ермака Тимофеевича, используя свой богатый опыт, полученный ими в Ливонской войне, выстраиваются в каре, в центр которого ставят стрелков с пищалями. Татарская конница, казалось, несокрушимой лавиной бросилась на казаков с высокого берега, однако первый же дружный залп из казацких пушек и пищалей поверг в ужас атаковавшего врага!
Первыми дрогнули наступавшие впереди сибирского войска ханты и манси (остяки и вогулы - сибирские племена) они попросту покинули поле боя, предпочтя не вступать в непосредственный контакт. Однако же следовавшие за ними татары продолжали рваться к рядам русских, завязалась рукопашная схватка.
Воины Ермака Тимофеевича не собирались отступать под натиском врага, хорошо вооруженные, в качественных доспехах (купцы Строгановы не поскупились на экипировке для казаков) они долго могли сдерживать плохо вооруженного и слабо мотивированного врага. А пока в рукопашной схватке бились пехотинцы, в глубине каре по противнику из своих пищалей вели непрекращающийся огонь стрелки, вновь и вновь вызывая своими смертоносными залпами ужас у наседающего врага, нанося ему тяжкий урон.
В какой-то момент, кучумовский воевода Маметкул собирая остатки конницы чтобы вновь обрушить её на упорно сопротивляющихся казаков, был ранен шальной пулей из пещали, и выпал из седла. Одному из бойцов Ермака даже, почти, удалось взять татарского военачальника в плен, но уланы сумели отбить своего командира, и переправить его на лодке в безопасное место.
Ранение Маметкула вызвало в рядах кучумовского войска настоящую панику, в один момент армия хана как боевая единица перестала существовать, и татары бросились отступать кто куда. Хан Кучум вместе с верными ему слугами бежал в Барабинскую степь, а союзники, которых ему удалось собрать под своими знаменами на Чувашком мысу, оставили его.
Путь на Искер был свободен, казаки же не стали преследовать противника, опасаясь возможной засады, кроме того необходимо было оказать помощь раненым и похоронить своих погибших товарищей.
Всего в ходе этого сражения в результате, которого войско хана Кучума фактически перестало существовать, и начался стремительный развал Сибирского ханства, значительная часть которого впоследствии вошло в состав Московского царства. В бою при Чувашском мысе казаки потеряли 107 человек убитыми, потери же татарской стороны составили от 1500 до 2000 тысяч человек.
8 ноября(26 октября по старому стилю) 1583 года атаман Ермак Тимофеевич, не встречая сопротивление, вошел в город Кашлык (он же Искер), большинство жителей которого к моменту прихода русских в панике разбежались по тайге.
Уже менее чем через неделю ханты с реки Демьянка (Уватский район), привезли подношение казакам - пушнину и рыбу. Казацкий атаман, как гласит летопись, «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью».
За хантами потянулись с дарами другие местные племена. в том числе и ранее разбежавшиеся татары. Ермак принимал их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. После появились с мехами и провиантом ханты селившиеся по берегам рек Тавда и Конда. Всех являвшихся к нему атаман облагал ежегодной обязательной податью - ясаком. С «лучших людей» (племенной элиты) Ермак брал «шерть», - присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя. Так Сибирские племена и земли начали свое вхождение в состав царства Московского.(продолжение следует)