Jan 13, 2018 05:49
Когда заходит речь о марксизме и новой революции, пропаганде марксистки идей, нужно понимать одну очень важную вещь: марксизм - это теория. Как всякая теория для применения её на практике она требует специального аппарата, в начале 20-го века таким аппаратом стал ленинизм, в котором было сформулированы как практические принципы пролетарской революции, так и понятным обывателю начала 20-го века языком изложены принципы марксизма.
Современная же ситуация в России и в мире кардинально отличается от той, что была вековой давности.
Во-первых, современный человек уже имеет достаточно развитые представления о рынке, рыночной экономике, капитале и так далее, но эти представления сформированы в рамках буржуазной философской мысли. И в ряде случаев будет наблюдаться серьёзные расхождения в понимания значения терминов между обывателем и марксистом. Более того, в такую ловушку могут попасть и сами марксисты, путая у себя в голове марксисткое и западное значение того или иного термина. Типичный пример термин "капитал". У марксистов под ним понимается исключительно присвоенный труд наёмного рабочего, а у западников - любые силы и средства используемые для обогащения. Поясню различия предметно. Пусть в одном случае человек купил станок и делает сам на нём какие-то товары, которые продаёт и за счёт этого обогащается, в другом - он нанимает человека, для работы на этом станке. С точки зрения "западников" в обоих случаях станок, заработанный с его помощью деньги и т.д. представляют собой капитал. С точки зрения марксизма капитал есть только во втором случае, и представляет собой ту часть доходов владельца станка, которая образуется за счёт присвоения себе труда наёмного рабочего. Марксисткое определения капитала и прочих, производные от оного, гораздо уже "привычного" и "обыденного" для современного человека.
Во-вторых, формы труда, в которых занят современный человек существенно отличаются, от той, которая была распространена в России столетия назад. Столетия назад, любому крестьянину была интуитивно понятна трудовая теория стоимости и капитала, поскольку он непосредственно видел как его труд превращается в прибыль владельцев земли. Он мог любые деньги зримо представить для себя непосредственно в гектарах пашни, которую нужно вспахать и литрах пота, которые нужно пролить. Крестьянин того периода прекрасно видел как у него отнимают результаты его труда и непосредственно терпел из-за этого голод, болезни и смерти своих близких.
Для современного человека эта взаимосвязи менее чувствительны, хотя бы потому, что роль физического труда стала гораздо меньше.
Из всего этого следует важный посыл: необходимо отдельно сконструировать "марксизм для чайников", в котором в терминах и принципах понятных обывателю, в терминах и принципах западных экономических школ, будет разъяснено состояние человека в обществе и его место в экономических отношениях
марксизм