Jun 12, 2016 16:56
Итак, начало 20-го века. Нжде, тогда ещё просто Гарегин, выучившись в церковной школе, перебирается из Нахичевани в Санкт-Петербург.
Питер при последнем императоре претерпевает преображение - понятное дело, что кое-какие изменения идут, капитализм же, империя медленно реформируется, строятся дорогие дома.
На Невском проспекте стоит армянская церковь, она 18 столетия, эпохи, когда армяне были в России желанными гостями, их приглашали, буквально приманивали в столицы, ожидая, что огромные капиталы армянских магнатов из Персии и Турции, созданные на шёлке и джуте, заработают на благо России. Освобождение, освобождение - носилось тогда в воздухе.
Освобождение части Армении состоялось, да только вовсе не так, как надеялись армяне. Прошло менее ста лет, и русские власти не только перестали делать разницу между христианами и мусульманами - наоборот, они откровенно встают на сторону тюрок.
Высшей точкой этой политики стала конфискация имущества Армянской церкви в России - шаг, на который не шли даже при мусульманской власти - причиной тому был охранный фирман, который в незапамятные времена был выдан армянскому епископу Иерусалима самим Пророком мусульман (по этой причине патриархат в Константинополе не тронули даже в 1915 году).
Нжде учится на юриста в столичном университете, но занимается он другим - политикой. Его заботила проблема мусульманского ига над христианскими народами Востока и Балкан. Он связывается с македонскими повстанцами - тогда они террористическими методами стремились освободиться от турецкой власти. Македонцы создали боевую организацию, которая стреляла в пашей, уничтожала башибузуков и черкесов, которых турки селили на Балканы, чтобы устрашить христиан. Македонцы использовали наганы и самодельные бомбы, так называемые адские машинки (тогда и появилось выражение "стрелять по-македонски", то есть, с двух рук из пистолетов). Македонские повстанцы ездили в Питер, где имели сочувствующих из числа русских панславистов. Власть же российская не приветствовала македонских бойцов - став консервативным и неповоротливым, русское общество перестало нести свободу, и само сделалось объектом повстанческих атак, что не могло не вызвать сочувствие властей к находящейся в том же положении, дышащей на ладан Турции, больно уж похожи были македонцы на эсеров, а русские генерал-губернаторы, типа барона Каульбарса - на пашей. Кроме того, предательская позиция Болгарии, пробританский настрой Греции и проавстрийский - тогдашней Сербии, не прибавлял симпатий и к македонцам.
По сути, единственной славянской державой, проводившей прорусский курс, "благодарной", была крохотная Черногория.
В 1906 году Нжде уезжает в Болгарию, приняв решение посвятить себя борьбе за освобождение христиан Османской империи. Отучившись в пехотной школе, Нжде отправляется в Западную Армению, где вспыхнуло Сасунское восстание. Нжде участвует в знаменитом походе Себастеци Мурада - командира армянских повстанцев, ускользнувшего от турецких войск и курдских разбойников, через непроходимые горы Тавра.
Западная Армения занимает почти четверть современной Турции. 5 вилайетов, то есть, областей Османской империи - официально считались армянскими. На этой территории, отдалённой от Константинополя, царили средневековые нравы - тут распоряжались вожди курдских племён, турецкие провинциальные чиновники, дервиши, муллы, тут миллионы христиан находились в постоянной опасности, имущество и даже жизнь армян, ассирийцев, греков и езидов - ничего не стоили. Только часть этих областей составляли историческую Армению, некоторые области имели значительное армянское население, но в Армению никогда не входили, например, Амасия или Икония - армянское население там возникло из-за турок, которые по своему желанию переселяли рабочую силу из числа христиан, одновременно уменьшая число армян на их родине и обзаводясь ремесленниками в мусульманских, по преимуществу, областях. К 19 веку ни в одной области армяне не составляли большинства, в лучшем случае, составляя половину населения. Ситуация была такой же, как и в русской Армении, христиане и мусульмане жили вперемешку, бок о бок, земля христиан неуклонно уменьшалась, безземельные мусульмане, например, осевшие кочевники, внаглую захватывали всё, что им нравилось.
В 1907 году Нжде переходит османо-персидскую границу и принимает участие в Персидской революции - власть шаха была ограничена парламентом, шах попытался вернуть себе всю полноту власти, опираясь на мусульманских фанатиков и кочевников-тюрков, парламент же собрал под свои знамёна персидскую буржуазию, а также национальные меньшинства, в том числе, христиан. Вспыхнула гражданская война, в которой отряды шаха были крепко биты вооружёнными отрядами повстанцами, которыми командовал армянин, и в котором вообще было множество армян, как местных, так и русских и турецких (тут интересно то, что именно шаха, а вовсе не проевропейских повстанцев-демократов поддерживали Петербург с Лондоном, поскольку восточный властелин вовсю торговал родиной, отдавая концессии за взятки)
В 1909 году Нжде переходит границу в Нахичевани, и скрывается в родном селе, там его захватывает полиция и он получает свой первый срок - вместе с другими армянами, членами партии "Дашнакцутюн" (эсерского толка армянская партия), на судебном процессе в Петербурге. Интересно, что арест проводился совместно, русскими и "татарами", то есть, азербайджанцами, по доносу последних, они же свидетельствовали на суде.
В 1912 году вспыхивает Балканская война, и Нжде, как болгарский офицер запаса, отпущен в Болгарию. В боях с турками в южной Болгарии Нжде получает болгарские и греческие ордена и звание "героя Балканских народов".
Эта первая Балканская, самая романтическая точка, высший этап единения восточных христиан перед лицом общего врага, когда фанатическая империя восточных пришельцев, так долго угрожавшая Европе, зашаталась под градом ударов, греки, сербы, черногорцы, болгары, македонцы и албанцы сделали то, чего не смогли в 15 веке - сплотились, и "непобедимая тюркская раса", как говорили деятели типа Гекальпа или доктора Назыма - бежала с поля боя, оставляя коврики для намаза, заряженные кальяны и нераспакованными снарядные ящики
Пока болгарский король Фердинанд получает от русского царя почётный титул "защитника славянства", от московского священства - звание "защитника православия", служатся молебны и панихиды, звонят колокола, а Нжде уверен, ещё немного, и свободной станет и Армения.
В Балканской войне участвует множество армян, в том числе Андраник, будущий русский генерал и герой Первой мировой войны, соратник Нжде ещё по отряду Себастеци Мурада в Сасуне.
Продолжение следует