НЕБЕСНАЯ ЯРМАРКА. Пролог.

Mar 05, 2022 19:05

О том, что город нуждается в серьезном событийном мероприятии, говорили давно, но остро это проявилось в середине 90-х. В советское время острой потребности в знаковом, масштабном мероприятии не было, так как эту нишу достаточно успешно заполняли первомайские гуляния и  демонстрации посвященные Великому Октябрю. А еще немаловажными и массовыми были «Проводы русской Зимы», этакий вариант уральского карнавала. Скачки, столб с дефицитом, молодецкие игрища, катание на лошадях, с ледовых и снежных горок, скоморохи, сказочные герои и торговля на каждом углу.







"Проводы Русской Зимы" в Кунгуре. фото из общедоступных источников.

И ко всему прочему выездные точки предприятий общественного питания с варенными пельменями, шашлыками, испеченными пирогами, блинами, шанежками, коржиками… упоительный, полный аппетита дым и пар по всей площади. Старожилы,  до сих пор ,помнят атмосферу того праздника. Главным, для всех вышеперечисленных мероприятий, было общение и встречи друзей, сослуживцев, знакомых. Ходили на праздники всей семьей, от мала до велика. Казалось, что весь город заполонил центр города. Веселье лилось «через край», кто-то задорно пел частушки под аккомпанемент непонятно откуда взявшуюся гармошки или баяна, а за углом мужики мутузили друг-друга.  Не злобно, но по-настоящему. Потом мирились и вместе опрокидывали стакан другой холодной водочки, как будто припасенной для такого случая. Такой вот акт примирения. Потом компании разбредались по домам, паркам и продолжали веселье, нередко перерастающее в грандиозный дворовой праздник со всеми вытекающими отсюда последствиями. Были в городе и профессиональные праздники, по масштабу претендующие на общегородские. В первую очередь это День железнодорожника. В первые выходные августа Сосновый бор, у Кротовского озера, был «до отказа набит» веселыми компаниями. И неважно, имеешь ли ты и твоя компания, какое то отношение к системе Министерства путей сообщения (МПС) СССР или нет. А еще День Победы, День машиностроителя, День легкой промышленности…



День железнодорожника в Сосновом бору. Фото из общедоступных источников.

Три крупных общегородских мероприятия и отраслевые праздники, покрывали нехватку межчеловеческих отношений. Но после развала СССР и отказа от первомайских и октябрьских демонстраций, парадов, на государственном уровне и вторгшийся в жизнь простого человека непонятный, полудикий капитализм с его индивидуализмом, создал конфликт в сознании еще советского человека воспитанного в духе коллективизма.










Фото из общедоступных источников.



«Проводы русской зимы» стали постепенно терять свой колорит и в конечном итоге были отменены местными властями, так и  не сумев стать главным событием горожан. Да и событие, честно говоря, было придумано в притивовес Масленичной неделе (хотя многим сейчас кажется, что ничего церковного в этом полуязыческом мероприятии нет), что сподвигло некоторых деятелей инициировать создание на этой «платформе» нового (старого) праздника - масленицы. Но он не сумел создать достойную альтернативу «Проводам русской зимы». Из отраслевых праздников наиболее массовым, по-прежнему был День железнодорожника и  пожалуй День машиностроителя.  Но это было уже не то…
Активные граждане, городские власти лихорадочно искали замену, увязав свою аргументацию с развитием туризма на территории. Надо сказать, что наиболее активно это стало проявляться в 1994 году. Глава города Каданцев Н.Е. «жадно» подхватывал идеи способные позиционировать и продвигать город. И несмотря на то, что проекты были больше в области культуры и туризма, ему это удавалось. Особенно на начальном этапе. Потом он «охладевал» к своему детищу и казалось, что он перестал уделять ему должного внимания. Придумок было много и все перечислять , я думаю нет смысла. Вместе с тем наиболее крупные и значимые вспомнить стоит  
Всероссийский рок-фестиваль «Rock - Line».
В 1996 году, по инициативе пермского музыканта и продюсера Олега Новоселова, в Кунгуре прошел первый  рок-фестиваль «Rock - Line». Это был действительно серьезный и масштабный проект, способный превратить Кунгур в уральский Вудсток*. Именно это обстоятельство, мне кажется, сыграло главную роль в переговорах Олега Анатольевича с городским руководством. От проекта веяло новизной, оригинальностью  - это могло стать фишкой Кунгура.



Фото из общедоступных источников.

Крыша туркомплекса «Сталагмит» в качестве сцены, 40 квт качественного звука, зрители на склоне Ледяной горы и популярнейшие хедлайнеры: Сергей Галанин и группа «СЕРЬГА», Владимир Шахрин и группа «ЧАЙФ». Все это вызывало необычайный интерес федеральных и региональных СМИ, любителей музыки со всей страны и простых зевак.






Всероссийский рок-фестиваль "Rock-Line". Фото из общедоступных источников.

Но просуществовав несколько лет, рок-фестиваль сменил дислокацию и уехал в Пермь. Что стало причиной? Полагаю, что снижение интереса к данному проекту со стороны властей, дало сигнал противникам начать действия дискредитирующие проект. И они приступили к ним весьма активно. С каждым годом этот «ком» рос и когда , так называемые «отцы-основатели», «дитя» окончательно бросили, он… покинул кунгурскую землю. Я не претендую на истину в последней инстанции, но могу утверждать как менялось отношение к проекту от восторженного «ах» к безразличному и осуждающему «ох».*

Ярмарка
В сентябре 1994 года городские власти решили возрождать торговые ярмарки, которых на территории Кунгура, даже в советское время (на 1925 год) было две , а в дореволюционное и  поболее. Несмотря на масштабность и красочность, новоявленные кунгурские ярмарки не имели ничего общего с торговыми ярмарками, проходящими на территории Пермской губернии в XIX и начале XX века. Хотя попытку стоит зачесть, так как первые ярмарки сохранив признаки торговли (оптовая торговля и розничная распродажа товаров собственного производства) были насыщены элементами народного гуляния (из гуляния «Проводы русской зимы»)советского периода. Именно благодаря этим ярмаркам, несмотря на сложнейшую ситуацию с бюджетом, Управа города приобрела первый тепловой аэростат («Ярмарка»), который стал предвестником будущего фестиваля воздухоплавателей в Прикамье. Но для этого надо было пройти очень большой путь - от осознания («мы можем это сделать!») до воплощения проекта в жизнь.


Ярмарка. Фото из общедоступных источников.

Центр координации и развития туризма
Новые проекты всегда привлекали неравнодушных жителей города, искренне заинтересованных в туристической привлекательности территории. Нередко они были организаторами или участниками мероприятий событийного характера. В 1999 году руководители ряда муниципальных учреждений, решили учредить некоммерческую организацию «Центр координации и развития туризма в городе Кунгуре». Причин создания такого партнерства было много, а основной стало то обстоятельство, что власть, охладев к тому или другому проекту, не могла (или не хотела) предметно заниматься перспективой его развития, что в конечном итоге приводило к неоправданной «потере веса», достаточно интересных (с точки зрения продвижения) мероприятий.
      Причем никто не обвинял власть, инициаторы считали, что общественность способна взять в свои руки проект развития туризма, помогая власти воплощать ее в жизнь. В первый состав Центра вошли: Арапова Л.В. (городской парк), Вертипрахов А.Б. (центр туризма и скаутинга), Махмудов А.Н. (центр досуга «Мечта»), Мушкалов С.М. (краеведческий музей), Теклюк Г.М.(предприниматель). Они же вошли в рабочую группу (штаб) по подготовке и проведению первого фестиваля воздухоплавателей «Небесная ярмарка».
(Продолжение следует)

РОССИЯ, Небесная ярмарка, Городские истории, Есть чем гордиться!, Пермский край, Воздухоплавание, К У Н Г У Р

Previous post Next post
Up