О "чёрных днях" британского флота

Mar 05, 2021 09:30


Такие дни у каждого флота бывали, другое дело, что под ними подразумевать. Не думаю, что погрешу против истины, назвав дату Цусимского сражения чёрным днём русского флота. А что вкладывали в это выражение англичане?
Статью я скомпилировал из своего перевода нескольких английских текстов, не знаю, удалось ли передать веяние своеобразного британского юмора. В оригинале этот день называется Black Tot Day. Это конкретная дата - 31 июля 1970 года. И у неё есть многовековая предыстория.



«Грог на борту и девушка на берегу» испокон веков были всем утешением, о котором просил моряк. Благословленный кружкой грога, он смеялся над опасностями и забывал о своих трудах, более того, иногда он даже пил за здоровье своего естественного врага - корабельного казначея. И даже считал одним из важнейших качеств матросской жены умение от души хлебнуть грога .

Были времена, когда вместо грога употреблялось пиво, при этом дневная норма была порядка галлона, что составляет около 4 литров, но не надо забывать, что пиво заменяло собой не только спиртные напитки, но и какао, чай и даже в значительной степени воду, возможности для сохранения которой были крайне ограничены.
Корабли находились в море намного дольше, чем сейчас, свежую провизию было трудно достать, бушевала цинга, а хорошее крепкое пиво было отличным противоцинготным средством.

Тем не менее, после завоевания Ямайки оно было постепенно вытеснено ромом. Всё же пиво не могло сравниться с ним по продолжительности хранения. Норма была полпинты в день, разбитая на дневную и вечернюю порции. Много это или мало? Полпинты составлет около 288 мл. Если вспомнить, что крепость рома могла достигать вплоть до 80 градусов, то это два полновесных стакана водки - один в обед, другой вечерком. Недурно так получается, не правда ли?

Не все были способны вести себя адекватно после этих возлияний, периодическая порка давала лишь слабый воспитательный эффект. Например, сэр Нэпир на своём HMS "Powerful" давал две или три дюжины ударов плетью за первое нарушение и четыре дюжины за второе. И тут адмиралу Эдуарду Вернону по кличке "Старый грог" из-за его любви к камзолам из ткани под названием грограм пришла в голову мысль разбавлять ром.

Существовали разные пропорции плюс добавлялся лимонный сок и напиток мог подогреваться. Однако общий объём остался тот же, т.е. алколголя стали выпивать минимум в два раза меньше. Адмирал и сам был непрочь приложиться, что видно по его щёчкам:



Ром до поступления на корабль хранился на берегу в огромных чанах ёмкостью до 32 000 литров. Один из них прославился тем, что ром из него отличался особо пикантным острым вкусом. По мнению знатоков, это было связано с таинственным исчезновением одной любознательной собаки, которую в последний раз видели на краю этого чана.
Однако легенда разрушилась, как и много других легенд. Когда чан был осушен для очистки, скелета там не нашли, однако обнаружилась масса бутылок с привязанной бечёвкой, которые были брошены изобретательными моряками под угрозой быть застигнутыми на "горячем".

В 1897 году, в очередной попытке смягчить «выпуск рома», правила были изменены. Уорент-офицерам и старшим уорент-офицерам [тем, кто имеет стаж работы уорент-офицером 10 и более лет] вместе с старшими унтер-офицерами давали чистый ром. Всем остальным, в том числе старшинам, давали грог, смешанный из трех частей воды с одной частью рома. Офицерам иногда давали ром, но только при работе в чрезвычайно опасных условиях, вредных для тела и души офицера и намного превышающих его обычные обязанности.
Не выдавлся грог персоналу моложе 20 лет, а также желавшим заменить его денежной компенсацией.



На снимке бачковые получают грог перед раздачей по своим бачкам. Ёмкости для грога были особым предметом внимания, они изготавливались из прекрасных сортов дуба или тикового дерева, лакировались и украшались литыми латунными буквами - Боже, благослови короля. Или королеву. Традиция эта появилась при Георге V, который отслужил на флоте 23 года и пользовался большим уважением среди моряков. Учёт вёлся при помощи таких талонов:



Этот проштампован за пять дней до того самого Black Tot Day, который можно перевести как "День последнего глотка" - 31 июля 1970 года выдача грога на британском флоте была отменена.

В тот день была произведена последняя церемония - моряки надели чёрные повязки и украсили ёмкости с грогом чёрной тканью:



Однако был и другой "Чёрный день" под флагом "Юнион Джек". Вот что изображено на снимке?



Идёт раздача какого-то довольствия. На нас мрачно смотрит уже получивший его - некие кубики в правой руке и невесть что в левой. На самом деле это выдают мыло и табак. Вот в таком виде.

Гораздо позже выдача нерезанного табака была заменена сигаретами. Причём они были двух видов:



«Blue Liners» сигареты с толстой синей полосой по всей длине каждой сигареты, выдавались морякам, служащим на твердой земле. Для тех, кто был в плавсоставе, предназначались «HM Ships Only», и это было добавлено на каждой сигарете по всей её длине. Существовала огромная разница в качестве: разновидность HM Ships соответствует полным коммерческим стандартам, а тип RN - это отходы с завода, когда основной процесс был завершен.

Однако, после того, как выяснили, что ром вреден для моряков, подобная же участь постигла и сигареты. Именно 27 января 1989 года, тот самый второй "Чёрный день", «Blue Liners» исчезли вообще, а «HM Ships Only» повышались в цене, пока в 1991 году не догнали по стоимости сигареты общегражданского назначения.

Из моего Дзен-журнала о море и моряках https://zen.yandex.ru/amico



Культур-мультур, История, Флот, Море и моряки, Это интересно

Previous post Next post
Up