Главное животное народа Саха

Aug 20, 2013 18:59

Оригинал взят у sachaja в Главное животное народа Саха


Какими только эпитетами люди не наделяли это животное - «священная», «загадочная», «уникальная», «удивительная» и даже «забавная». В древности якуты считали её дитем Джёсегей Тойона - одного из божеств-айыы, прародителя народа Саха, а относительно недавно, во времена освоения Сибири и Дальнего Востока такие известные люди как Ерофей Павлович Хабаров(1603-1671), Семен Иванович Дежнев (1605-1673), Иван Александрович Гончаров (1812-1891), Александр Федорович  Миддендорф (1815-1894), Иван Дементьевич Черский (1845-1892) и многие-многие другие без её помощи не смогли ли бы выполнить намеченные планы и достичь поставленных целей. Естественно, что и сами якуты бы не выжили в наших суровых климатических условиях, не будь у них дитя Джёсегея… И заслуженно, как на гербе республике так и новом (кстати, на мой взгляд крайне безвкусном) гербе Якутска изображены эти животные. Да, да, именно о ней сегодня пойдет речь... О якутской лошади…



Помню, в детстве я побаивался этих животных… Бабушка рассказывала, что они, мол, только с виду такие смирные, а на самом деле очень внимательно следят за каждым нашим шагом, в особенности за поведением и поступками маленьких мальчиков.


И раз в год, а именно во время дней Танха (аналог святочных  гаданий) лошади начинают разговаривать по-человечьи и люди могут узнать из их бесед о том, как в будущем сложится их судьба. Но если вдруг кто-то из животных учует, что их подслушивают, то они насмерть затопчут или закусают того человека. Детский страх, перемешанный с любопытством,  усугублялся еще и тем, что подслушивать лошадиные разговоры надо было только ночью, причем ни где-нибудь, а именно в заброшенном хлеву или как у нас называют в етёхе.


Ближайший от бабушкиного дома етёх стоял на берегу озера. А по якутским поверьям, именно во время Танха из прорубей покуролесить в мир людей вылезают водяные черти -  селюкюны. Об этом я тоже был осведомлен, и даже казалось, что лошади и селюкюны действуют заодно. Поэтому, до определенного возраста при виде лошадей мне становилось не по себе, особенно в те моменты, когда завидев человека, они начинали дружно кивать в его сторону головами, будто говоря  «Мы за тобой наблюдаем…».




Уникальность якутской лошади в том, что её происхождение, можно сказать, уходит корнями в ледниковый период и она, благодаря сильному влиянию естественного отбора, является самой морозостойкой из всех пород лошадей. Самая северная лошадь в мире круглый год находится под открытым небом - и летом, нещадно объедаемая гнусом и мошкарой, и зимой, в -60С, добывая себе корм, разгребая копытами снежный покров.


И  поить её не надо - жажду утоляет снегом. Справедливости ради поясню, что в течение продолжительной и суровой якутской зимы, лошадей дополнительно подкармливают и в среднем, на одну голову необходимо (без учета подкормок овсом) около тонны сена, при условии, если зима не слишком многоснежная и ветреная.


Но в основном уход на этом и заканчивается, ну разве что, иногда оказывается помощь при выжеребке (особенно «первородкам») и проводятся плановые ветеринарные мероприятия.


Но в неблагоприятные годы гибель лошадей от истощения может достигать до 10%














По окрасу якутские лошади обычно однотонные - рыжеватые, белые, серые, бурые и т.д., хотя встречаются и пегие. А так, специалисты утверждают, что существует аж 14 разных цветовых вариаций якутских лошадок!




































Еще Вацлав Серошевский в своей знаменитой монографии «Якуты» (Санкт-Петербург, 1896 год) писал, что «уход якутов за табунами нерабочего конного скота сводится, как это было и раньше, к простому наблюдению за их целостностью».


Но особенно поражался любознательный поляк выносливостью этих животных: «…Я несколько раз наблюдал истинно сказочные подвиги якутской лошади. В урочище Тынка не хватило лошадей; рыжего коня с белыми «рыбьими глазами», на котором я ехал верхом, опять заседлали под меня. Его совсем не кормили, а только «выдержали» («байбыт» - вывязали, как здесь говорят) шесть часов у столба, пока я спал; затем заседлали, напоили, и я на нем поехал дальше. Конь как ни в чем ни бывало прошел еще 100 верст без отдыха, а последние 7 верст без принуждения, по собственной охоте пробежал рысью. Сделать 80-100 верст на одной и той же лошади не ночуя, не расседлывая ёё и умеренно, всего несколько раз за всю дорогу, подкормив сеном, не считается в Якутской области чем-либо необыкновенным…»


А первый ветеринарный врач Якутии Вольдемар Густавович Гольман, прибывший в наши края еще во второй половине 19 века писал следующее: «Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает той резвостью, как орловская, грузоподъемностью, как французская, красотой, как английская, но в суровых якутских условиях эта лошадь неоценима для местного населения.


Может показаться невероятным, что колымские купцы ежегодно в последних числах октября отправляют из Якутска свои товары вьючно на одних и тех же лошадях в Среднеколымск, расстояние до которого 2540 верст, и что эти лошади приходят туда в половине января, проходя при этом около 1500 верст пустым местом на подножном корме».







Есть исторические сведения, что лошади использовались для обслуживания Камчатских экспедиций Академии наук России. В течение 100 лет благодаря им осуществлялась перевозка грузов из Якутска в Охотск. Для этого ежегодно привлекалось по 13 тысяч вьючных лошадей.






В годы Великой Отечественной войны из Якутии на нужды фронта было отправлено более 45 тысяч отборных якутских лошадей. А в 1946-1953 годах, в период восстановления народного хозяйства, в различные районы Сибири вывезено около 27 тысяч голов. Таким образом, якутская лошадь внесла немалую лепту в копилку Великой Победы.


Но подобные мероприятия сильно ударили по численности животных.  И только лет через сорок после окончания войны было восстановлено их довоенное количество. Сейчас численность лошадей-аборигенов в Якутии составляет около 160 тыс. голов или чуть больше 10% от всего количества этих животных в России (но никак не 80%, как утверждал один из наших бывших министров сельского хозяйства республики http://www.meat.su/?news/industry/details/2824).






Якутская лошадь имеет громадные заслуги и в промышленном освоении Якутии. Она широко использовалась как транспортное средство в многочисленных геологоразведочных партиях, на них перевозились грузы, осуществлялась сеноуборка. И порой сейчас до некоторых мест можно добраться исключительно только на этих животных.


По понятным причинам, в настоящее время, лошади в грузоперевозках  почти не используются, но от них получают мясо, а также молоко, которое в дальнейшем перерабатывается в кумыс. И, несмотря на то, что получение богатырского напитка носит сезонный характер, объемы его производства в республике достигают до 100 тонн. Немного бы хотелось сказать и о мясе (жеребятине) - оно не только вкусное (особенно в сыром виде), но и очень богато жирными кислотами, в частности альфа-линоленовой кислотой Омега-3, которая способна значительно снижать риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, благоприятно воздействует на  деятельность мозга, благотворно влияет на сухую кожу, способствуют улучшению зрения. Недаром, до определенного момента   Якутию официально признавали центром долголетия Сибири - а ведь питание играет одну из ключевых ролей в этом явлении.
Многим будет не очень приятно это слышать, но и умалчивать тоже не совсем правильно - на мясо забивают 6-ти месячных жеребят, реже 2-х леток.


Для этого обычно заводят табун в специально огороженную территорию, там их разделяют, оставляя в загоне лишь тех, кого забивают. Остальных выпускают обратно на волю. Наверное, именно этот момент и является самым наинеприятнейшим в этом процессе - животные интуитивно чувствуют тревогу, начинают сильно беспокоиться, молодые неопытные кобылицы пытаются звать своих малышей, но бдительный самец быстро уводит табун подальше. Бесспорно грустно, но надо понимать, что делается это испокон веков и не забавы ради, а ради выживания.






Из конской шерсти, а также из гривы и хвостов шьют, вяжут различные вещи.


К примеру, у нас в Якутии достаточно популярны шапочки, связанные из конского волоса. Считается, что их ношение благоприятно действует на организм человека, в частности, нормализует артериальное давление. А обереги с использованием конского волоса приносят его обладателю удачу. Из конских хвостов также изготавливают махалки от камаров - дэйбиир (правда, теперь она больше как элемент национальной одежды, чем средство от кровососов).


Ну и конечно, ни одно якутское священнодействие, ни один  ысыах (главный якутский праздник, посвященный наступлению лета) с древнейших времен по настоящее время не проходит без  лошадиных скачек, кумыса, сэргэ (коновязи) и волос из лошадиной гривы, которые используют для обряда «салама ыйааhына» (обряд благодарения духа местности), а  также для «кормления» огня… Вкратце, как-то так…




Опытные коневоды рассказывают о лошадях, как о людях. У каждой своей неповторимый характер, привычки, манеры.




Бывает даже так, что жеребец, у которого в табуне более десятка кобылиц, может иметь «любовницу» в другом месте. А есть и такие кобылицы, которых перевели с другого табуна, и те не подпускают к себе «нового мужа», если тот ей не понравится.




Вот такая вот она священная, загадочная, уникальная, удивительная и забавная якутская лошадь, сыгравшая и продолжающая играть огромную роль в жизни как местного, так и пришлого населения и которой, как ни странно, до сих в республике не поставили ни одного памятника. Вот уж чего-чего, а по вопросу его установки у якутян никаких разногласий бы не возникло…

Previous post Next post
Up