404 украинских самолета

Mar 25, 2023 17:00

Вчера случилось знаменательное событие - счетчик сбитых украинских самолетов в докладах генерала Конашенкова достиг весьма примечательного значения в 404 штуки.



Но это значение интересно не только тем, что совпадает с номером ошибки "страница не найдена" при серфинге в сети интернет, а значит и с тотемным числом Украины.

Это значение интересно еще и тем, что оно примерно в полтора раза превышает число самолетов, стоявших на вооружении ВСУ к началу спецоперации.

По официальным данным, к началу СВО на вооружении у ВСУ было 270 самолетов. По другим данным 280. В разных источниках данные немного отличаются, но везде было указано меньше 300.

Еще от 50 до 80 самолетов по разным данных находилось на хранении. Но даже если все снятые с хранения древнеукраинские литаки оказались в пригодном для полетов состоянии, что вряд ли, все равно получается, что у ВСУ изначально было не больше 350 самолетов.

А сбито уже 404 штуки и похоже это не конец.

Откуда еще 50 или даже 100 самолетов?


Про танки, артиллерию и средства ПВО понятно - вся Восточная Европа давно уже отдала Украине старые запасы, оставшиеся еще со времен Варшавского договора. А там было немало. Таким образом, Россия на Украине уже перешла от демилитаризации самой Украины к демилитаризации всей Европы, в первую очередь Восточной.

Но сведений о поставках самолетов на Украину не было.

Только недавно Словакия и Польша решили передать Киеву свои старые Миги. Но пока состоялась передача всего 4 штук. Остальные видимо надо еще заставить оторваться от земли.

Получается нестыковочка между наличием и отсутствием.

Объяснений может быть два:

Первое:

В течение прошедшего года страны Восточной Европы все-таки передавали Украине старые самолеты советского производства. Именно советского, потому что никаких других моделей в небе Украины замечено не было. И передавали, надо полагать, очень скрытно. Везли частям.

Однако передать 100 самолетов по частям - представляется довольно маловероятным. По частям можно передать один, два, десять, но сто - вряд ли.

И поэтому вероятнее второе:

В подсчетах сбитых самолетов у генерала Конашенкова есть маленькая неточность. На сотню-другую. То есть в полтора-два раза. Небольшая погрешность порядка 30-50%.

Откуда она возникла?

Дело в том, что в начальной фазе спецоперации, в первые дни и недели, российские войска наносили массированные удары по аэродромам Украины. И тогда отчитывались об уничтожении украинских самолетов десятками, записывая в качестве уничтоженных всё, что по данным разведки было на том или ином аэродроме.

Но все ли они были уничтожены на самом деле?

Очевидно, что многие из них были просто повреждены и могли быть восстановлены с использованием запчастей, поставленных в том числе из стран Восточной Европы.

Некоторые могли получить и вовсе незначительные повреждения, позволяющие продолжать эксплуатацию даже без серьезного ремонта.

Был целый ряд фотографий с украинских аэродромов, по которым наносились удары - на них видны поврежденные самолеты, но они не были уничтожены полностью. И многие могли быть восстановлены.

Именно тогда и могли возникнуть те 50-100 самолетов, которые в статистике министерства обороны уже числились как уничтоженные, но впоследствии вернулись в строй.

Кроме этого, сообщения об уничтожении украинских самолетов, которые поступают практически каждый день, далеко не каждый раз сопровождаются фотографиями с места падения. Можно предположить, что в ряде случаев сбитым считается самолет, по которому просто удачно попали из ПЗРК или ракетой воздух-воздух в ходе воздушного боя.

Однако известно немало случаев, когда самолеты даже после удачного попадания из ПЗРК или ракетой воздух-воздух возвращались на свой аэродром.

Особенно высокой живучестью отличаются Су-25 "Грач", а они как раз и являются одним из основных, что в российских ВВС (ВКС), что в украинских военно-воздушных силах.

Поэтому сколько на самом деле сбито украинских самолетов и сколько их осталось - большой вопрос.

По данным генерала Конашенкова сбито 404, а осталось примерно минус 130. То есть еще 130 штук назад должны были закончиться.

Но поскольку размножаться почкованием самолеты не умеют, в поставку 100 штук из Европы по кусочкам верится с трудом и печатать на 3D-принтере их тоже пока не научились, скорее всего некоторые из сбитых самолетов просто посчитали два или даже три раза.

И похожая ситуация, вероятнее всего, с другими счетчиками уничтоженной техники ВСУ в отчетах министерства обороны.

Потому что танки, артиллерия и прочая военная техника, которая не была полностью разворочена от детонации боекомплекта или пробита насквозь прямым попаданием - тоже нередко оказывается восстановлена. Поэтому тоже возникают ситуации, когда единица военной техники записывается как уничтоженная, но впоследствии снова появляется на поле боя. И уничтожается повторно.

В российских войсках и народной милиции были случаи, когда танки возвращались в строй даже после второго попадания. Логично предположить, что то же самое имеет место и с украинской стороны.

И поэтому к сводкам министерства обороны следует относиться как к некоторому оценочному суждению, а не как к точной статистике.

Потому что это война.

А военное дело относится не к точным наукам, а к гуманитарным и как всякая гуманитарная наука - отличается высокой степенью субъективности и приблизительности.

Да и к статистике тоже надо всегда относиться с большой осторожностью. Потому что древняя мудрость гласит, что есть правда, есть ложь, а есть статистика...

Этот пост в Телеграм, Дзене и ВК

Украина, Война, Оружие

Previous post Next post
Up