В Мариуполе были одержаны сразу две победы. Но не потому, что сначала 21 апреля освободили жилую часть города, а через месяц, 21 мая, освободили завод Азовсталь.
Первая победа, одержанная в Мариуполе - это военная победа.
Вторая победа, одержанная в Мариуполе - идеологическая.
Обе эти победы очень важные и обе приближают к итоговой победе в войне.
Военная победа заключается в том, что была ликвидирована достаточно крупная группировка противника. На момент начала спецоперации численность ВСУ/ВФУ в Мариуполе достигала 8-12 тысяч человек (по другим данным 14 тысяч и больше). Численность ВСУ/ВФУ во всем районе, вместе с поселком Сартана и некоторыми другими - достигала 20 тысяч.
Часть группировки ВСУ/ВФУ в ходе боев отошла, но большая часть была либо уничтожена, либо сдалась в плен.
С завода им. Ильича вышли и сдались около 1700 бойцов 36-й бригады морской пехоты ВСУ. Из Азовстали вышли и сдались почти 2500 боевиков Азова и бойцов различных подразделений. Итого - больше 4 тысяч.
Вместе с небольшими группами и отдельными бойцами, сдавшимися в плен в ходе боев за Мариуполь общее число пленных приближается к 5 тысячам.
Это самое большое число сдавшихся в плен за все время начиная с 2014 года. Да и вообще за всю историю современной Украины.
И что особенно важно - в плен сдались наиболее подготовленные, мотивированные и идейные подразделения ВСУ/ВФУ - 36-я бригада морской пехоты и нацбатальон (полк) Азов.
Наибольшее значение, конечно, имеет сдача Азова.
Нацбатальон/полк Азов создавали как образцовое подразделение национальной гвардии, которое должно было служить эталоном для всех войск.
Азов обеспечивался лучше других подразделений. Его на протяжении 8 лет тренировали инструкторы НАТО. В это подразделение собирали наиболее идейных и мотивированных бойцов.
По некоторым данным в Азов принимали только по рекомендациям и с учетом вероисповедания. Последователей традиционных религий (христианство, мусульманство, иудаизм) не принимали. Принимали а основном язычников (неоязычников).
Казалось бы, какое это имеет значение?
Значение это имеет очень большое.
Бойцы Азова по замыслу создателей данного подразделения не должны были ограничиваться какими-то рамками христианской, мусульманской или другой традиционной морали.
Не убий - это не для них.
Точно так же не про них ограничения и требования из Корана.
Принимались неоязычники, для которых не существует моральных рамок и ограничений - существуют только их вожди, их племя и культ силы. Кто сильней - тот и прав. Кто сильней - тот вожак. Есть свои и есть чужие. Своим - всё, чужим - ничего.
Именно этим объясняется жестокость Азова по отношению к местному населению. Для них жители Мариуполя и всего юго-востока Украины - это чужие. А мирные жители - к тому же слабые, потому что безоружные. Поэтому с ними в соответствии с идеологией Азова можно было делать всё.
И это подразделение - эталонное, элитарное, самое подготовленное в военном плане, обученное инструкторами НАТО, лучше всех экипированное, состоящее из самых крепких бойцов, крепких физически и морально - лучшее во всех смыслах - сдалось.
Что самое примечательное - Азов сдался, не исчерпав все свои возможности к сопротивлению. Сдался, имея оружие и боекомплект. И даже продовольствие. И большая часть бойцов были физически здоровы.
Более того - Азов сдался, когда блокировку Азовстали осуществляли не такими уж большими силами. Численность блокирующих была меньше, чем численность группировки, заблокированной на заводе.
Азов вместе с другими находящимися на заводе подразделениями был в большинстве!
Но он все равно сдался.
Азов сломался морально и психологически.
Сломался он в числе прочего из-за своих собственных убеждений.
Азовцы отступили и почувствовали, что не могут вырваться из окружения своими силами. Они почувствовали себя слабее противника. А поскольку их идеология - это культ силы, то они подчинились тому, кто оказался сильнее.
В этом и заключается важность идеологической победы!
Боевики Азова, которые считали себя лучшими, непобедимыми, превосходящими русских вообще и жителей Донбасса в частности, считали себя сильнее - столкнулись с тем, что они не сильнее и не лучше. Они осознали, что их могут победить, а они победить не могут.
И столкнувшись с этим, они сломались и сдались.
Они подчинились силе, как и требовала их идеология.
Они пока еще не отказались от своих идей в явном виде, не признали этого, не озвучили отказ, но внутренне они уже пришли к этому. Внутренне они готовы к отказу от своих идей и убеждений.
И это очень важно!
Эта идеологическая победа даже важнее, чем военная.
Хотя и военная победа очень важна - полностью освобожден крупнейший город Донбасса, находившийся до начала спецоперации под контролем Киева.
Ликвидирована крупная группировка ВФУ/ВСУ численностью до 20 тысяч бойцов. Из них почти 5 тысяч сдались в плен и уже не будут воевать, еще от 5 до 10 тысяч погибли и не будут воевать тем более.
В результате этой военной победы у ВСУ/ВФУ минус 10-15 тысяч бойцов, причем наиболее подготовленных и мотивированных.
Задействованные ранее в освобождении Мариуполя и Азовстали подразделения уже переброшены на другие направления и ускорят наступление.
Мариуполь возвращается к мирной жизни. Скоро заработает порт. Азовское море фактически стало внутренним морем России.
Но идеологическая победа над Азовом - еще важнее, чем военная.
Поскольку Азов был эталонным, образовым формированием всех украинских войск и нацбатальонов - победив его, можно победить всех остальных.
Если удалось сломать Азов, причем сломать морально, а не просто расстрелять артиллерией - значит можно сломать всех остальных.
И сломать остальных будет уже намного проще.
У остальных уже есть пример Азова, который сдался. И они понимают, если сдался Азов - заставят сдаться и их.
И наоборот, со стороны российских войск и подразделений ЛДНР есть твердая уверенность в том, что боевики ВФУ - это не сверхлюди, как они сами про себя говорят, не такие уж они герои/ Если их запереть как Азов в Азовстали - посидят и сдадутся.
Есть образец. Есть эталон.
Понятна методика, понятна тактика, которая позволяет одерживать не только военные победы и уничтожать врага физически, но и одерживать морально-психологические победы, уничтожать врага идеологически.
Поэтому в Мариуполе одержаны сразу две победы.
И обе очень важны.
Это пока еще локальные победы, победы только над одной из группировок ВФУ. Но это победы над крупной и самой крепкой группировкой из всех, что были.
Дальше нужно просто распространить успех, достигнутый в Мариуполе, на все остальные города и группировки ВСУ/ВФУ.
На Лисичанск и Северодонецк, на Авдеевку, на Славянск и Краматорск.
А потом на Николаев и Одессу, на Харьков и Запорожье.
И в конце-концов - на Киев.
Мариуполь показал, что это не только возможно, но и показал, как именно это возможно.