Путин очередной раз уклонился от ответа на вопрос о своем выдвижении на новый президентский срок. На вопрос журналиста "Когда уже наконец? Мы уже устали ждать" - президент ответил: "Время придет, поговорим на эту тему".
Обратите внимание на слово "поговорим" - оно означает, что предстоит не односложный ответ вроде "да, иду на новый срок" или "нет, не иду на новый срок", а именно разговор на данную тему, вероятно с пространными объяснениями принятого решения.
А поскольку президент намекает именно на разговор, то можно предположить, что ответ будет не совсем ожидаемым. Потому что ожидаемое многими выдвижение Путина на очередной срок особенных объяснений и разговора не предполагает - именно в силу его ожидаемости.
Если Путин пойдет на выборы (то есть на новый срок) - тогда что вообще объяснять? Все и так ясно - по многочисленным просьбам, следуя пожеланиями общественности и так далее и тому подобное. Во имя скрепов, галеры и просранных полимеров - аминь!
Решение идти на новый срок объяснять и обсуждать не нужно - его достаточно объявить. После этого по телевизору много раз покажут, как это решение поддерживают все доярки вместе с их коровами, все водители вместе с их газелями, все учителя вмести с их школьниками и все врачи вместе с их больными - и готово, можно будет получить необходимые 65% голосов уже в первом туре, из которых 45% будут реальными, а 20% нарисованными. Схема хорошо отработана и вряд ли даст сбой.
Что же тогда мешает Путину прямо сейчас, когда его сторонники уже заждались, дать ответ о своем выдвижении на новый срок или хотя бы намекнуть на то, что решение будет именно таким, которое ожидает большинство?
К чему эти уклончивые "придет время - поговорим"?
А вот, к чему:
С выдвижением Путина на новый срок все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд.
То есть принять решение об участии в выборах Путин может - это вне всяких сомнений. И победить на выборах для Кремля тоже не проблема. Достаточно собрать хотя бы 35-40% реальных голосов (а опросы показывают, что за Путина готовы реально голосовать почти 50%) - и при добавке в 20% "от волшебников ЦИК" победа будет достигнута уже в первом туре.
Победить на выборах Путину может помешать разве что метеорит. Причем попадание должно быть прямым, иначе эффект будет строго противоположным и число сторонников у президента, выжившего после неудачного покушения из космоса только возрастет.
Однако победа на выборах - это едва ли не самое простое, что предстоит Путину в случае решения пойти на новый срок.
После победы начнутся сплошные проблемы.
Вот небольшой список того, с чем столкнется Путин на очередном сроке:
1. Новые санкции. В феврале истекут 180 дней, которые американские сенаторы отвели для выявления коррупционных связей между российскими чиновниками и бизнесом. Все эти связи, конечно же, давно выявлены и охватывают абсолютное большинство российских корпораций. Ни одно крупное состояние участников российского рейтинга Форбс не было создано без использования коррупционных схем. Поэтому накладывать санкции можно будет на всех подряд. Что за этим последует, догадайтесь сами. И рассчитывать на доброту американских сенаторов, которые махнут рукой и скажут, что погорячились - довольно наивно. Путину, чтобы выпутаться из этой ситуации, надо будет отдать американцам что-нибудь такое, чего отдавать уже никак нельзя, потому что ни один Киселев не сможет обрисовать это как очередную победу. В общем, проблема практически не имеет удовлетворительных решений, позволяющих сохранить рейтинг (а значит и власть) на очередные 6 лет.
2. Трамп, который оказался совсем не наш. Расчет на потепление отношений после победы Трампа не сработал. И самому Трампу это потепление после победы уже не нужно. Трампу теперь наоборот выгоднее дистанцироваться от России вообще и от Путина в частности, показав всем, что вертел он российского президента на одном месте. Потому что если Трамп этого не докажет, то он и сам может не досидеть до конца срока. Но даже если Трамп досидит до конца, то его срок закончится гораздо раньше, чем следующий срок Путина - в 2020 году. И что потом? Следующий президент США точно не будет другом Путина. Поэтому перспективы туманные с преобладанием темных тонов.
3. Минские соглашения. Теоретически конфликт в Донбассе может оставаться в текущем состоянии довольно долго. Но это только теоретически. На практике терпение людей не безгранично и еще на шесть лет его вряд ли хватит. Весной 2018-го исполнится 4 года войны, а это уже очень много. И выборы президента Украины не за горами - чем они будут сопровождаться, кто победит и к чему это приведет - тоже вопрос. Все это может обернуться для Кремля большими проблемами и репутационными потерями (читай падением рейтинга со всеми вытекающими).
4. Сирия. Военная операция подошла к логическому концу - министерство обороны отчиталось о взятии последнего опорного пункта террористов, Путин заявил о завершении "боевой работы". В общем, дело идет к тому, что лавочку скоро свернут. Во всяком случае растянуть войну еще на 6 лет никак не получится. Год-другой еще может продолжаться какая-то зачистка и разминирование, но точно не шесть лет. А это значит, что занимать телезрителей картинками с бомбометанием по сирийской пустыне больше нельзя. Отвлекать общество от других проблем, хвастаясь успехами на поприще борьбы с терроризмом в Сирии - еще шесть лет не выйдет. И что делать? Влезать в другую войну? В какую? А главное - что будет в Сирии? Мир и процветание? Вряд ли. Может так получиться, что Сирию все равно порвут на части и возникнет вопрос, а зачем вся эта операция была нужна? И много других вопросов может возникнуть, а такой хорошей картинки для новостей как бомбометание по головам террористов больше нет. Нечем становится занимать эфир, чтобы отвлекать зрителей от других проблем.
5. Экономика. Теоретически экономика может держаться на текущем "уровне дна" довольно долго. И многих это вполне устраивает. Но это только теоретически, потому что на практике все не так просто. Для сохранения текущего "уровня дна" нужно, чтобы нефть больше не падала в цене, как это случилось в 2014-2015 годах. Но рассчитывать на то, что нефть ни разу не упадет в течение целых 6 лет - несколько рискованно. Достаточно одного сильного и продолжительного падения цен на нефть - и с таким трудом достигнутая стабильность накроется окончательно и бесповоротно. То же самое будет, если случится очередной финансовый кризис, а они случаются регулярно и с 2008 года прошло уже 10 лет, поэтому вероятность очередного кризиса в течение ближайших шести довольно высока. Новые газовые потоки, на которые так рассчитывали в Кремле - второй северный, голубой, сибирский - скорее всего так и не заработают. Резервный фонд практически исчерпан. Пенсионный фонд дефицитный. Все это означает, что экономика находится в таком состоянии, как крепко избитый боксер в 12-м раунде - если его не трогать, то еще шесть раундов простоит, но кто же ему даст спокойно стоять? А стоит пропустить один сильный удар - и все, глубокий нокаут.
Вот с такими проблемами Путину предстоит столкнуться, если он пойдет на новый срок.
Победить на выборах - это не проблема, проблемы начнутся после победы. И проблем будет столько, что очередной президентский срок для Путина может оказаться не только бесславным, но и неполным.
Падение рейтинга и завершение карьеры с репутацией Ельцина - это еще не самое плохое, чем может закончиться очередной срок. Если Вашингтон начнет всерьез вводить санкции против российской элиты, то правление Путина может закончиться еще хуже и быстрее - ударом условной табакерки, после чего народу скажут, что президент скончался от инсульта, многие будут рыдать, но самому Путину от массовых рыданий и "мирного диагноза" легче уже не станет.
И все это Путин, надо полагать, прекрасно понимает.
Понимают все это и в окружении Путина.
Понимают это и те, кто стоял все эти годы за Путиным, кто поддерживал его трон - Ротенберги, Вексельберги, Миллеры, Сечины и кто там еще сделал Путина тем, кем он стал в течение 17 лет.
И это понимание должно наводить и самого Путина, и его окружение, и всех его друзей на одну простую мысль - не пора ли фиксировать прибыль и валить, пока не стало поздно. Потому что когда станет поздно - будет уже поздно.
Но с другой стороны - как же хочется посидеть еще!
Такая страна, такие ресурсы, такая кормушка - разве можно бросать все это добровольно?
Возникает сложная дилемма - с одной стороны, хочется сидеть до упора, пока возможно. И не только самому Путину (хотя кто его знает, чего ему хочется на самом деле), но и всему его окружению, всем друзьям - они же понимают, что без Путина обречены на отдаление от власти, а значит и на лишение кормовой базы. Но с другой стороны, никому из них не хочется оказаться в ситуации столетней давности или в ситуации Януковича, которая исторически ближе и тоже вполне реальна.
Вероятно эту дилемму сейчас и решают в Кремле.
Впрочем, какое-то решение скорее всего уже найдено и принято.
И это решение скорее всего какое-нибудь очень нестандартное.
Операцию "преемник" от Ельцина мы уже видели. Рокировку с Медведевым тоже видели.
Повторяться в Кремле наверное не будут, поэтому сейчас мы должны увидеть что-то новое.
Может быть переход к парламентской республике?
Или к конституционной монархии?
Не знаю, не буду гадать.
Путин обещал поговорить о его выдвижении на новый срок, когда придет время. Время по закону должно прийти в декабре. Вот тогда и узнаем, решится ли Путин идти на новый срок (то есть напролом, что для него не характерно) или все-таки в Кремле придумали, как выкрутиться из сложной ситуации, когда и власть хочется сохранить и не хочется напороться в течение очередного срока на острие революции или переворота.
Скоро узнаем, что решили в Кремле, когда и хочется, и колется, и обком не велит...