О том, что же на самом деле анализирует ЕМИАС

Aug 09, 2015 11:16

Справедливости ради, надо отметить, что к информационным технологиям автор этой статьи отношения не имеет и в разработке системы не участвовал, потому с какими целями и для каких задач система создавалась наверняка сказать не может. Также никогда не доводилось мне бывать в Ситуационном Центре ЕМИАС, соответственно я не могу точно знать, как проходит анализ данных, каким образом делаются выводы и что предпринимается в дальнейшем. Но я могу судить о работе этой системы "снизу", как человек, врач, в чьи обязанности входит работа с ЕМИАС.

Исходя из названия, ЕМИАС предназначена для информатизации трудового процесса в поликлиниках, т.е. ведения приёма пациентов при помощи данной системы, а также анализа данных поликлинической работы. Выходит эта система могла бы очень помочь в работе докторам, облегчить их работу и улучшить качество медицины, а значит и здоровье горожан. С её помощь можно, например, выявить пиковые месяцы и часы обращаемости, и откорректировать в соответствии с этим мощности учреждения. Можно выявить в какие периоды сколько пациентов обращается с "острыми случаями", сколько по больничным, и в соответствии с этим регулировать количество экстренных талонов, талонов по самозаписи и повторных мест в записи. Можно выявить ошибки, а значит и исправить их. Неговоря о том, что электронная запись во многом более комфортна, есть возможность записаться ко врачу из дома, например, не приходя в поликлинику. Теоретически можно сделать так, чтобы вообще любой бланк распечатывать через ЕМИАС, вести там всю статистику и отчёты. Многие модули уже есть, но пока не функционируют. Вобщем инструмент создан очень хороший. Но хорошо работать даже прекрасный инструмент не может без рук мастера. Значит все ошибки, о которых я расскажу ниже, не по вине системы, а по вине тех кто, и как, её использует.

С появлением этой системы, за кадром всё время остаётся и ещё один немаловажный вопрос - вопрос врачебной тайны. ЕМИАС работает не просто с данными людей, а с информацией о состоянии их здоровья, которая становится достоянием технических и административных работников. Речь не идёт даже о возможных хакерских атаках. При самом обычном анализе данных любые специалисты ЕМИАС и сотрудники администрации ЛПУ имеют доступ к данным о заболеваниях пациента. При этом, насколько мне известно, согласия на обработку данных о состоянии здоровья третьими лицами пациенты не дают.

ЕМИАС стала внедряться в поликлиники Москвы около 3х лет назад. Неудобств недоставляла, - напротив все приветствовали её появление и надеялись, что она облегчит работу. Пациенты сразу ощутили первый плюс - запись из дома, а врачам не пришлось больше писать от руки статталоны на каждого пациента. Ещё доктора обрадовались, что теперь можно работать честно - не дописывать, уделять столько времени пациенту, сколько он того требует, а не 12 минут, ведь всё видно в ЕМИАС - а значит любой обман будет раскрыт и вся работа должна быть прозрачна. Но...счастье это продолжалось всего месяц-полтора. Потом начальство проанализировало работу персонала и сказало - так работать нельзя, слишком много у Вас времени уходит на одного пациента и большой перерыв между пациентами. И наказало начальство всем укладываться в 4-12 минут на пациента, и интервал между пациентами чтоб был не более одной минуты. А кто соблюдать не будет - тому и пол зарплаты (ту половину, что на усмотрение главврача) не дадут. И стали все укладываться в заданный начальством норматив, кому же охота только половину от зарплаты получать. Вот сидит перед доктором Иван Иваныч, а по времени уж пора идти Семён Семёнычу, который записан через пол часа после Иван Иваныча. И честно медсестра нажимает кнопочку "начать приём" Семён Семёныча. Вот и выходит - что в ЕМИАС картинка одна (идеальная, и все по времени записи идут), а в коридоре - очередь. И приписки "мёртвых душ" опять вернулись. А как без них сделать приём не более 12 минут и перерыв не более минуты, если из 20 возможных записалось только 17 пациентов, например? Более того, даже если доктор принимал каждый день по 20-24 человека, всё равно начальство ругало его, мол план не выполняешь - давай по 30 человек принимай! А гдеж их взять летом? Вот и дописывали все. Зато зимой начальство не ругало докторов, потому что, принимали они и по 30, и по 40, пациентов. И интервал-то хороший по ЕМИАС был, даже не 12, а 4-5-8 минут. А как иначе, если 35 пациентов надо успеть провести через ЕМИАС за 4 часа? Ведь через 4 часа уже приходил другой доктор, и надо освобождать, и кабинет, и компьютер. Вот и проводили за 4 часа всех. Хотя реально принимали за это время 20 - 25 человек. Потом искали кабинет, и оставшихся 10 принимали уже в другом кабинете.

И вот прошло года полтора - два. Все привыкли и к новым условиям, человек ко всему привыкает. Всё это время ЕМИАС анализировала одну информацию, поликлиника при этом жила другой, параллельной, жизнью.
Но вот внезапно, в январе 2015года, мэр Москвы и его главные помощники по здравоохранению вспомнили, что по российскому законодательству медицинская помощь должна быть доступной. Т.е. ранее, предыдущие десятки лет, это было не важно, не важно это было и в 2014г, когда они закрывали больницы в Москве, а в январе 2015 года доступность мед помощи стала очень волновать наших руководителей. И, судя по всему, решили они воспользоваться данными внедрённой ими системы ЕМИАС. А что, не зря же она работает? И волосы, видимо, зашевелились на голове наших реформаторов, от того, что они обнаружили. Ведь "красным горели" в Ситуационном Центре ЕМИАС почти все доктора и поликлиники города Москвы, т.е. свободных мест к докторам на две недели вперед не было. И вот тут бы провести анализ, да разобраться почему же так вышло? Но зачем. Проще просто приказать: "чтоб через неделю все "горели зелёным" (т.е. были доступны)!". И родился в административных кругах поликлиник термин "озеленение", и начали они им заниматься кто во что горазд, и стал у врачей удлинняться рабочий день, и всё меньше становился интервал, выделенный в ЕМИАС на одного пациента. А чтобы ему не становится меньше? Ведь, если взять данные ЕМИАС за предыдущий год, врачи якобы итак справлялись за 4-8 минут с одним пациентом. И опять ЕМИАС здесь выступил не палочкой-выручалочкой для врача, а способом подделывать запись повышая доступность. В погоне за "озеленением" многие руководители дошли до того, что либо открывали массу талонов в живую очередь, и приходили по 10 пациентов, записанных на одно и тоже время, либо вбивали в запись "левых" пациентов, а в день приёма отменяли их, чтобы "загорется зелёным", либо делали ещё хуже - отменяли талоны действительно записавшихся пациентов и на их место записывались новые, а врача обязывали принять и тех, и этих.
Но если бы многоуважаемые градоправители по здравоохранению захотели разобраться и проанализировали ситуацию с доступностью, они бы выяснили следующее:
1. Январь месяц, сезонный всплеск простудных заболеваний, закономерный рост обращаемости.
2. К докторам запись полная на две недели от того, что их просто меньше, чем должно быть. Причём зачастую намного меньше, вместо 24 - 9, например, вместо 4 - 1. Откуда же взяться записи на 2 недели вперед и доступности?
3. Никогда у нас пациент не оставался без помощи, даже при отсутствии записи. Никому не было отказано в экстренной помощи. Если пациент, заболев, обращался в поликлинику, его день в день всегда принимал терапевт, или посещал на дому, и, при необходимости, договаривался о консультации специалиста день в день, а если нужно - и госпитализировал.
4. Не всегда она, эта доступность, необходима в день обращения. И не всегда даже в течении 2х недель. Пациенту, нуждающемуся в экстренной помощи - да. Но доступность для таких пациентов итак была (см. пункт 3). Пациенты за рецептами, справками и "я хочу обследоваться"/"мне кажется у меня налёт на языке" - могут ждать и месяц. И ничего в этом страшного нет. И это тоже легко можно регулировать с помощью ЕМИАС, оставляя, в зависимости от сезона, определенное количество экстренных талонов в день обращения, такая возможность в ЕМИАС есть.
Можно было бы грамотно разрешить сложившуюся ситуацию с доступностью. Но, судя по всему, важнее не благо пациентов и врачей, а зеленая картинка в ЕМИАС. Чем все повально с января этого года и занимаются, держат эту самую картинку зеленой.

И по сию пору ЕМИАС, к сожалению, не решает реальные проблемы пациентов (и врачей), хотя мог бы очень в этом помочь, а помогает по большей части лишь создавать видимость благополучия.
Теперь возникла другая крайность - любые пациенты, принятые сверх записанных, считаются приписками. Их велено не проводить через ЕМИАС, а подавать на листочках. Но почему? Если пациент был реально принят, в рабочее время врача, есть запись в амбулаторной карте, можно послать ему опрос по электронной почте, почему он не должен фигурировать в статистике ЕМИАС? А 06.08.2015г. на собрании в ЛПУ нам сказали, что непришедшие пациенты фигурируют в ЕМИАС как "ожидающие в очереди". Мы возразили: "разве это проблема врача? внесите предложение в ЕМИАС сделать кнопку "не явился" и пусть висит ещё, к примеру, час в списке, а если не придёт за час - исчезает из записи". На что нам ответили: "нет. Депздрав приказал начинать приём неявившихся пациентов и откладывать его, чтоб они не числились "ожидающими в очереди", а то статистика портится. а в тех поликлиниках, где она будет портиться - будут штрафовать коллектив". Но как можно начать и отложить приём того, кто не пришёл? Разве это соответствует действительности, логике в конце концов?
Так что же всё таки анализирует ЕМИАС? Реальную работу поликлиник? Или виртуальную, просто создавая "нужную" картину? Ибо как можно сделать правильные выводы на основании неверно введенных данных? А без правильных выводов, соответствующих действительности, нельзя и наладить работу правильно.
Previous post Next post
Up