Aug 01, 2015 20:17
В этой статье я хочу рассказать немного о работе московского отделения ГИТ, о том, что это за зверь, как он работает, и с чем его едят.
ГИТ - это государственная инспекция труда. Эта та самая организация, товарищи, которая, наряду с судебной системой, должна защищать трудовые права любого работающего российского гражданина, оберегать его от произвола работодателя, следить за соблюдением трудового законодательства и наказывать руководителей, не соблюдающих его.
Нам с коллегами пришлось столкнуться с работой этого учреждения, тк впервые за долгие годы мы решили разобраться в том, на основании чего и по каким принципам мы работаем, и обнаружили массу нарушений в организации труда со стороны работодателя.
При попытке разобраться как же можно передать обращения в данную инстанцию, мы с коллегой поехали по адресу, указанному в контактах на сайте московского отделения ГИТ. Охранник сообщил нам, что информация на стенде. По информации на стенде стало понятно, что жалобу можно отправить либо почтой, либо заполнить электронную форму на сайте. Вроде как есть ещё и приём граждан, но принимают ли там обращения на стенде указано не было.
И вот мы с коллегами отправили свои жалобы на нарушения трудового законодательства кто по почте, кто на сайте. Ждали-ждали мы ответа, 3 месяца ждали, но так и не дождались (для справки - по российскому законодательству срок ответа на обращение граждан 1 месяц). Стали звонить в ГИТ, а надо сказать сделать это сложно. Но мы упёртые. На том конце провода нам сообщили, что по телефону они справок по обращениям не дают, и вообще у них база висит.
Решили мы тогда воспользоваться последним способом - попасть на личный приём. Из информации на сайте мы выяснили, что, на весь огромный мегаполис по имени Москва, имеется всего 2 места где честные труженики, эксплуатируемые недобросовестными работодателями, коих в Москве очень много, могут лично пообщаться с такой важной персоной как Инспектор по труду. Одна приёмная осуществляет приём по записи, вторая - по живой очереди. Решили мы, как честные люди, приученные на работе к информ технологиям да электронной записи, записаться. Но, не тут-то было. Запись на сайте не работает. Но, мы же упёртые, дозвонились по телефону и второй раз. Раздраженный голос нам сообщил, что по телефону они не записывают, запись только на сайте. Мы возразили, что на сайте запись не работает. Нам ответили - записывайтесь на сайте, по другому записаться нельзя.
Ну чтож, нельзя так нельзя. Остался только один путь - поехать в единственное место в Москве, где ГИТ ведёт приём по живой очереди. Что мы и сделали. Приехали к началу. У двери нас ждала толпа. Коллега не стала ждать и уехала на работу. Я же решила остаться до победного конца.
Помещение для ожидания отведено абсолютно не приспособленное для этого, малюсенький узкий коридорчик. Теснота, духота, никаких удобств. А в очереди сидят и инвалиды, и беременные. Также в помещении нет никаких информационных стендов с адресами ГИТ, информацией о работе, образцами обращений и заявлений.
Приём по пятницам у инспектора 6 часов. Час из этого обед. На час инспектор опоздал. К счастью толпа оказалась не такой большой, так как 10 человек были вместе по одному вопросу. Я была девятой по очереди. Провела я в инспекции 5 часов и ушла за час до окончания её работы. Выходит, что пропускная способность инспектора - 2 человека в час. И это 10 человек за весь рабочий день. Вчера на приём ездила коллега. История повторилась. Инспектор также опоздал на час, также приём 2 человека в час. Приём ведется, кроме пятницы, ещё в понедельник, вторник и четверг, рабочий день 7 часов, помимо обеда. Итого 2*7*3+10=52. 52 работника со всей огромной Москвы инспектор по трудовым вопросам может принять за неделю. Вам не кажется, что это капля в море? Кто-то из коллег горько пошутил, что ситуационного центра и Хрипуна на ГИТ нет, такая низкая доступность.
Но самое интересное, друзья, произошло при моём личном общении с инспектором. Первый же вопрос который задал мне инспектор, взяв в руки мои жалобы: "У вас что, плохие отношения с главврачом?". Интересный вопрос от инспектора труда. Т.е. при хороших отношениях можно нарушать трудовое законодательство в отношении сотрудников, а они должны терпеть и молчать?
Но на этом интересные вопросы не закончились. Дочитав первое обращение до просительной части инспектор переменился в лице и недовольно-изумленно вопросил:
- "Кто Вам помогал составлять жалобу?!".
- "Юрист", спокойно ответила я.
- "Зачем Вы просите возбудить дело об административном нарушении, привлечь к ответственности по такой-то статье, принять меры и т.д.?"
- "А что я должна просить? Пожурить нарушителя? Я советовалась с двумя юристами. И оба сказали писать так."
- "Почему у Вас 3 жалобы. Вы что, не могли написать одну?"
- "Но это разные случаи нарушений. Юристы сказали писать на каждое нарушение отдельное обращение."
Вобщем инспектор был Очень недоволен. Но все обращения принял, зарегистрировал, расписался. Сказал, что входящие номера я получу при передаче обращений в канцелярию.
Я попыталась узнать судьбу своих обращений, оставленных в апреле в электронном виде на сайте. Инспектор сделал вид, что очень удивлен, что не может быть, что прошло 3 месяца, а ответа до сих пор нет. Но такое же "не может быть" произошло и с обращениями всех моих коллег. Я пыталась узнать входящие номера моих обращений, зарегистрированных через сайт. Инспектор ответил, что номера им не присваиваются. Что за бред? В других ведомствах номера электронным обращениям присваиваются, а в ГИТ нет? Это специально, чтобы сделать вид, что их не было?
Подведём итог.
Складывается впечатление, что работа ГИТ Москвы специально построена таким образом, чтобы как можно меньше граждан смогли туда обратиться и трудовые права могли беспрепятственно нарушаться работодателями.
Второе впечатление, возникшее при разговоре с инспектором, возможно неверное, что привлекать к ответственности работодателя они не очень любят, и именно по этому им не нравится когда проситель чётко и юридически грамотно ставит вопросы.
Ну и последнее - чтобы реально отстоять свои права, несмотря на всё казалось бы многобразие форм подачи обращений, есть только один путь - личный приём инспектора по живой очереди.