Нападения крымских и ногайских татар на украинские/русские/польские/ черкесские и т.д. земли и захват невольников отразились в большом количестве памятников устного народного творчества. Сами памятники, в свою очередь, часто упоминаются в научных работах и учебниках истории (пример - известная украинская народная песня «Зажурилась Україна»).
С другой стороны, на Крымское ханство также совершалось много нападений (в первую очередь, казаками и калмыками), что тоже породило народные песни о тяжелой судьбе невольников, но теперь уже это были крымскотатарские песни. В сборниках крымских песен неоднократно обнаруживаются такие сюжеты. Например, песни «Эльмаз» и «Голубоглазый боярин» о судьбах девушек, попавшей в московский плен (
Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Ч. 13. СПб., 1875. С. 7-8;
Шерфединов Я.Ш. Песни и танцы крымских татар. Москва; Симферополь, 1931. С. 87). Песню с похожим сюжетом цитирует также А.К. Кончевский (
Кончевский А.К. Прошлое и настоящее в песнях Крыма // Крым: общественно-научный журнал. 1925. № 1. С. 31-33. С. 31). Тематика крымских «невольничьих» песен идентична тематике украинских или русских песен. В них присутствует и горечь разлуки с родными, и надежда на спасение.
Теперь вопрос - а как часто цитируются крымские невольничьи песни (или хотя бы упоминаются) в тех же научных работах и учебниках истории при упоминании нападений на Крымское ханство? Ответ нам всем известен.