Восхождение на Бангуриани

Oct 29, 2016 21:06

Originally posted by 73misha at Восхождение на Бангуриани

11 июля, во второй половине дня получил смс от Саши. Написал, что закончил смену в украинском а/л (в Ушгули) и в оставшиеся дни ищет чем заняться. А я 16 утром должен был встречаться с группой в Зугдиди.
А что если сходить на Бангуриани? Саша согласился и 12 июля, рано утром, мы стартовали из Жабеши.
День первый
В 11:00 начали подъем по узкому ущелью Твибера. Я здесь уже был в 2014 году, когда ходил на перевал Уфимский. Погода отличная и по прогнозу должна такой и оставаться. До этого 10 дней шли дожди, а позавчера выше 3500 выпало много снега

Вершина Тот (3995м) в глубине Твиберского ущелья

В 14:30 вышли на луг за которым едва различимое в высокой траве здание приюта. Над головой гребень, самая низкая седловина в котором это перевал Уфимский. Через него короткий и относительно простой выход на ледник Зер.

Здание бывшего Южного приюта перевала Твибер (плановый маршрут советской эпохи)

В приюте прохладно. Сделали обед, подсушили ботинки, отдохнули

Подошли к потоку падающему с урочища. Здесь скальный прижим над самой водой. Немного подзабыл как поднимался отсюда в 2014-ом, помню заросли низколесья, а наверху примятая (спустившейся до меня группой) трава на склонах выводящих к Шергену. Но сейчас этих зарослей стало больше (или мне так только показалось) и мы решили идти дальше, искать более приемлимый склон. Такой вскоре нашелся. В 16:00 начали подъём по крутому желобу дно которого покрыто чем-то вроде конгломерата.
Через 150-200 метров вылезли на луга с ОЧЕНЬ высокой травой. А мы думали, что выше будет легче! Здесь Саша вышел вперед и пробивался, оставляя за собой траншею. Но даже по ней идти было тяжело.

Но всему когда-то приходит конец. Трава стала ниже, а склон круче. Отдыхали (уже в тени) и Саша сбегал на разведку (впереди скальные сбросы).
Все проходимо! Поворачиваем налево-вверх и прём на гребень (по нему и лежит путь на перевал)
Когда вышли на гребень я призадумался. До перевала еще часа полтора, скоро темнеет и скорее всего площадки на нем заняты снегом (так и оказалось). Спускаемся (метров 100) и ночуем на Шергене. Оказалось, что это было правильным решением.
Наш лагерь на урочище Шерген. Завтре утром надо лезть на этот гребень к перевалу

День второй
Уже 8 утра стояли на перевале Уфимский. Одеваем системы, кошки, связываемся. Впереди долгий путь по леднику Зер
До перевала Нюрмиш около 6-7 км по леднику. А вершина Бангуриани кажется совсем не приближается

На леднике Зер

Гестола и Катын

Тихтенген (4611м) и ледник Китлод

Южные склоны хребта Гвалда с ледника Зер

Наконец подошли под перевальный склон, состоящий из двух ступеней
Подниматься надо по правой части склона (в центре и слева много замаскированных трещин). Подъём некрутой, но тропить достаточно утомительно

Висячий ледник на склоне Бангуриани

В 12 дня вышли на перевал Нюрмиш. Слева виден гребень Бангуриани.
Еще в школьные годы узнал о нём, читая книгу Гранильщикова.
Перевал Нюрмиш (2А, 3600, лд.-ск.) расположен между вершинами Асмаши и Бангурьян, соединяет ледники Зер и Мурквам. Впервые пройден в 1929 г. двойкой альпинистов, от первых слогов имен которых (Нюра и Миша) и получил свое название. Перевал - одна из лучших панорамных точек на южной стороне ГКХ. С него открывается исключительный вид на восток, где внизу просматривается весь ледник Китлод с пирамидой Тихтенгена над ним, вершины западной части Безенгийской стены и Тетнульд; в противоположной стороне с края верхнего ледника плато Мурквам видны все ветви Чалаатского ледника, за которым высятся Ушба, открытая от вершины до подножия, хребет Доллакора, вершины ГКХ Бжедух, Уллукара, Башкара, Гадыл и Джантуган, а на переднем плане - вершины массива Светгар.

Пик Комсомолец. С такого ракурса вижу его впервые

Гиганты Сванетии

На горизонте Дадиаши, за которой выглядывают башни Чутхаро в Лечхумском хребте

Далеко на востоке отчетливо видна Шода

Топим снег (с добавлением воды он тает быстрее) и делаем чай с лимoном. Любой человек ходивший по леднику в солнечный день знает как это выматывает и как мучает жажда. Есть даже термин - "ледниковая усталость". Это уже не обыденный домашний чай, а почти божественный нектар возвращающий силы!

После часового отдыха начинаем подъём по снежным склонам в сторону Бангуриани. Всюду, сверкающий на солнце, свежевыпавший снег

Открываются Ушба и Чатын

А это уже ледник Мурквам. Поднимаемся дальше в обход на снежный гребень к скалам (справа на фото)

Под Бангуриани небольшое снежное плато окруженное одиноко стоящими скалами

Последний участок. Западная вершина Бангуриани

По снежному гребню средней крутизны выходим на западную вершину. От главной нас разделяет гребень с выходами скал и висящими карнизами. Решил, что дальше не идём. Снег раскисший и уже довольно поздно (15:00). Спускаться на Шерген и искать там палатку (даже с фонарями) занятие непростое. Были и другие соображения.

Главная вершина

Сидим на довольно узком гребне и смотрим на прекрасную панораму гор
Вид на восток. Внизу ледник Зер по которому месили снег всё утро.

Сванский хребет и Местия в 2500м ниже нас

Долина Ласиля (внизу даже видно село Зегани и дорога к нему) и вершины Ласиль и Мекнаж. В дымке, на горизонте - предгорья

На севере хаос скальных хребтов. Вершины отрогов Светгара (на переднем плане) наслаиваются на вершины ГКХ. Освещение равномерное и всё сливается в одно. Внизу верхнее плато ледника Мурквам

Уллу-Кара и Бжедух. Между ними Эльбрус. Внизу ледник Лекзыр

Хребет Штавлер
7. Штавлер
8. Сев. Кирар
9. перевал Утвири (Накра-Ненскра)
10. Южн. Кирар

Кодорский хребет
11. Могуаширха
12. Окрилатави
13. Харихра

14. озеро Корульди

Южный склон Бангуриани (тот что виден из Местии)

Спускаемся. Обходим мульду

Гребешок над мульдой

Скальные зубы над мульдой

Вершина Асмаши (4120м) и седловина пер. Нюрмиш

В 7 вечера вернулись, после утомительного спуска, на перевал Уфимский.

Спускались на Шерген по пути 2014 года (сначала по второму кулуару, затем направо в широкий, покрытый камнями). Спустились быстро и вскоре ужинали глядя на Тетнульд.
Набор высоты за день 1400м, время в пути почти 14 часов
День третий
Утро великолепное!

После сборов спускаемся к основному потоку, а затем еще ниже. Попробуем пройти по тропе, которая ведет в обход горы Хелар (в 2014 я лез через неё) а затем длинным траверсом над долиной приводит в село Лахири.
Перевал Уфимский. Заметили группу, которая поднималась наверх. Редкость! Я думаю не больше 20 человек в год видят эти горы.

Тропа хорошая и надеемся она приведёт нас в Лахири (это самый простой проход к Шергену)

Вершины Башиль-Тау и Ирет (справа)

Внизу показались сёла Мулахи

Жабеши с высоты птичьего полёта. Там внизу на слиянии Твибера и Цанера мы стартовали позавчера утром

В нескольких местах тропа буквально пробита в скалах. Издалека кажется, что прохода там нет.

Тетнульд!

У начала санной дороги отдыхаем (и доедаем припасы) в тени огромной сосны. Как хорошо, лежать на траве и ходить босиком. А вчера были в настоящей зиме!

Лахири и южная сторона хребта Гвалда. Слева сахарная голова пика Комсомолец.

Дошли до трассы и через полчаса нас подобрала мусорная машина. Довезла до самого дома.
P.S. До самой вершины не дошли (хотя себе лично я поставил зачет), но выход был красивый и погода великолепная.
Самым выматывающим был первый день (подъём из долины по желобу и лугам). Рost factum и за весь сезон 2016-ого!
Бангуриани (3857м) из Местии.