Перетягивание каната между правительствами и журналистами по поводу того, какая информация может стать достоянием общественности, наиболее наглядно проявляется в вопросах разведки. Журналисты хотят первыми проинформировать общественность о происходящем, в то время как правительство хочет защитить источники разведданных и методы их получения.
Когда в 2005 году газета New York Times предала гласности тот факт, что американское правительство вело наблюдение за гражданами США без получения соответствующих ордеров, тогдашний президент Буш был явно недоволен и заявил, что
лица, разгласившие эту информацию, совершили позорное деяние. Но мы также совсем недавно увидели, как New York Times согласилась выполнить просьбу Белого дома и задержать публикацию своего материала о
захвате лидера афганских талибов муллы Абдула Гани Барадара.
Шейн Харрис, занимающийся расследованиями журналист издания National Journal и автор книги “Наблюдатели: расцвет государственного надзора в Америке”, сравнил задачу раскрытия истины и фактов в мире разведслужб с просьбой написать рецензию на спектакль, идущий в театре, где никогда не поднимают занавес. “Вы слышите шаги за занавесом, вы слышите, как двигаются люди, и ловите обрывки приглушенного диалога”, - сказал он, добавив, что, возможно, удастся на мгновение заглянуть за занавес, или один из участников постановки шепнет вам на ухо кое-какую информацию о сюжете спектакля.
Но за таким человеком обычно следует чиновник, который говорит: “Я знаю, что кто-то только что вышел сюда и рассказал вам о том, что, на его взгляд, происходит за занавесом. На самом деле ничего такого вовсе не происходит. Мы не будем говорить о том, что происходит за занавесом”, - заявил Харрис в своем сравнении. Как журналисты, пишущие о разведслужбах, мы “постоянно хватаемся за эти фрагменты картины, где возможно, а потом возвращаемся … и пытаемся составить из них мозаику повествования”, сказал он.
Но, в то же время, летописцы, такие как он, “часто видят общую картину, которую даже люди, участвующие в спектакле за занавесом, видят не всегда”. Журналист рассказал о том, как однажды он обратился к членам вспомогательного персонала комитета по разведке одной из палат Конгресса США с просьбой подтвердить частички информации, собранные им из частных и государственных источников. “Прекратите задавать нам эти вопросы, - сказали они ему. - Очевидно, что об этой истории вы знаете больше, чем мы”.
Предположим, вы работаете над статьей, например, о захвате муллы Барадара, и ваше правительство сказало вам, что материал следует задержать или не публиковать его вовсе. Как бы вы поступили?
Статья опубликована на сайте
http://blogs.america.gov/ru/2010/02/23/