Анализ фальшивого Я. Или немного о застое в процессе психотерапии.

Jan 13, 2013 11:11

"Со временем я начал понимать, что мои пациенты добивались улучшения, чтобы доставить мне удовольствие"
Патрик Кейсмент " Обучаясь у пациента".

Иногда застой в терапии может быть вызван тем, что анализ фокусируется вокруг материала " фальшивого" Я, которое пациент предъявляет в сессии. Происходит примерно следующее.
Повторяя паттерны своего поведения в детско - родительских отношениях, пациент как бы боится разочаровать ( или расстроить) терапевта проявлением своих подлинных переживаний, фантазий, чувств и т.д. И тогда в терапии пациент предъявляет своё ложное Я. Пациент всего навсего повторяет модели ребёнка, который удобен родителям и будто бы удобен психотерапевту. За этим вот желанием быть удобным своему терапевту может много чего скрываться: это и бессознательный страх разрушить своими переживаниями терапевта, ибо мать в там и тогда разрушалась эмоциями ребёнка, это и стыд проявить себя всего как есть, это и бессознательное желание сохранить свой приличный образ в глазах терапевта (ведь приличные люди не проявляют " некрасивых"  эмоций), это и страх потерять уважение и близость терапевта, если появится злость, обида или грусть в отношениях с терапевтом - это много чего ещё.
Что происходит дальше?
Невроз переноса не формируется, вытесненные переживания не перерабатываются. В терапии наступает застой.
Как на самом деле может выглядеть динамика отношений между подлинным Я и аналитиком в психотерапевтическом пространстве?
Одним из ключевых моментов в любой психотерапии - является воспроизведение повторений реальной жизни клиента в отношениях с терапевтом и появление вытесненных чувств, которые скрываются за этими повторениями.  И тут очень важно именно то, что эти переживания не просто отреагируются в никуда, а направлены на терапевта в переносе. Вытесненные переживания находят своё выражение и перерабатываются. В отношениях с реальным человеком, повторю, с психотерапевтом, а не в одиночестве наедине с самим собой.
А затем происходит формирование новой ситуации: при воспроизведении старых способов решения внутреннего конфликта, пациент в отношениях с терапевтом получает новый опыт реагирования Другого, новый опыт отклика. Новый опыт отношений, который встраивается в структуру психики.
Только для того, чтобы " родилось " это дитя терапии в отношениях с аналитиком - новая, более зрелая структура в  психике - необходима и капелька смелости у клиента.
Безусловно ответственность за формирование благоприятных и комфортных условий анализа бессознательных процессов клиента разделяют и аналитик и пациент. Аналитик обеспечивает безопасное пространство для предъявления подлинного Я клиента и свою более - менее здоровую психику для восприятия внутренних процессов клиента и адекватного реагирования на них. Пациент в единственно доступном для него ритме, не спешно и без фанатизма, постепенно ощущая себя в безопасности, учится предъявлять весь спектр эмоций и фантазий своего подлинного Я.
 Если говорить формулировками юнгианского анализа, то в данном случае застой в терапии объясняется тем, что весь фокус внимания сосредоточен лишь на содержании Персоны, в то время как переживания собственной Тени остаются задавленными.


невроз переноса, психоанализ, трансфер

Previous post Next post
Up