" Я думаю, что психоанализ в его исконном смысле - это излечение через любовь"
Д. Рождественский.
"Час между Нарциссом и Эдипом - это сорок пять минут аналитической сессии. Час между Нарциссом и Эдипом - это время, в течение которого два человека отказываются от исходных нарциссических идентичностей «аналитика» и «пациента» и обретают новую, объектную идентичность - идентичность двух собеседников, вовлеченных в диалог и способных слышать друг друга.
Когда меня спрашивают, чем же подобное общение отличается от повседневного взаимодействия людей, я отвечаю: только одним. Дело в том, что в обыденной жизни в 99 процентах случаев каждый из участников любого диалога слышит лишь самого себя. Аналитик - человек, овладевший способностью слышать не только себя, но и Другого. И если в процессе общения эта его способность передается Другому - это и будет успешная аналитическая терапия. Терапия, в финальной части которой звучат слова собеседника: «Я не понимаю, что и каким образом произошло, но чувствую, насколько я изменился». Терапия, в итоге которой в жизни его появляется нечто, чего не было в ней прежде никогда: новые переживания, любовь, хобби, творчество во всех мыслимых формах. Терапия, в ходе которой два человека постепенно становятся очень нужны друг другу - а затем так же постепенно, спонтанно и синхронно начинают ощущать, что могут теперь друг без друга обойтись. Обойтись, чтобы жить дальше - каждый - в обновленной идентичности.
Так я понимаю психоаналитический процесс.
Я пришел к этому пониманию не сразу - в течение 20 лет насыщенной психоаналитической практики, методом долгих проб и ошибок. Я начинал ее в 90-е годы ХХ столетия как весьма ортодоксально настроенный субъект, твердо усвоивший, что перенос есть повторение прошлого опыта и фактор искажения «реального» восприятия; что исцеление происходит через осознание, а сопротивление мешает пациенту обрести доступ к своему бессознательному; что существует четкая связь между диагностическими определениями и моделями терапевтического подхода, и т.д. и т.п.
Двадцать лет потребовались мне, чтобы сказать: любое окончательное знание чего бы то ни было - это прокрустово ложе не только для человека, обратившегося ко мне за помощью, но и для меня самого; перенос не искажает реальность, а структурирует ее; нет «сопротивления», которое следует преодолевать - есть сообщение, которое необходимо услышать; нет личности невротической, пограничной или психотической, равно как и депрессивной, нарциссической либо шизоидной, либо какой-то еще - все эти личностные профили и уровни функционирования есть в каждом из нас, и именно данная многомерность служит залогом нашей способности жить в бесконечно сложном мире. И еще эти двадцать лет потребовались мне, чтобы сказать себе: нет в действительности ни понятия «пациент», ни понятия «терапевт» или «аналитик» - есть понятие «человек».
Теперь, по прошествии двадцати лет, мне хотелось бы поделиться этим пониманием с коллегами - с теми из них, кто в таком обмене заинтересован и кто чувствует, что ему хотя бы немножко тесно в рамках общепринятой психоаналитической методологии и техники.
То, что я делаю в последние десять лет, наверное, со стороны мало похоже на психоаналитический процесс - в традиционном представлении. И многие мои коллеги, вероятно, сказали бы, что это не психоанализ. И я знаю, что некоторые из них так и говорят. Я думаю, что это все-таки психоанализ, причем в исконном смысле, именно так, как понимал его Фрейд в десятые годы ХХ столетия - излечение через любовь. Это психоанализ потому, что я признаю роль бессознательного в человеческой судьбе, и я работаю с переносом и с сопротивлением, хотя и понимаю эти феномены несколько иначе, нежели они раскрыты в большинстве учебников. Естественно, что данная разница пониманий накладывает отпечаток и на мою методологию - простите за громкое слово - практического обращения с ними. Но не это главное. По большому счету мне все равно, каким термином обозначить то, что делаю я в своем кабинете. Мне гораздо важнее, что это реально работает и помогает людям. И мне не хотелось бы, чтобы это так и осталось исключительно моим «рабочим секретом».
Я предлагаю взаимодействие в составе группы - можно обозначить ее как супервизорскую, семинарскую, учебную и т.д. - суть не в названии. Суть в том, чтобы люди, желающие действительно помогать тем, кто к ним обращается, были готовы совместно искать пути для оптимизации этой помощи, не ограничивая свой кругозор незыблемыми истинами наподобие «молчание пациента - признак сопротивления», или «переносное восприятие не имеет отношения к реальной ситуации», или «каждая невербальная интеракция должна быть в итоге проговорена», или… да мало ли что еще.
Если желающие найдутся - они могут связаться со мной по телефонам:
8-911-970-40-99
и 8-904-334-67-15,
а также по электронной почте:
rozhdestwensky@rambler.ru.
Когда соберется группа в 7, 8 или 10, или более, человек, мы сообща обсудим принципы дальнейшего взаимодействия. А называться оно будет, как я на сегодняшний день предполагаю -
ЧАС МЕЖДУ НАРЦИССОМ И ЭДИПОМ.
До связи.
Ваш Дмитрий Рождественский.