Jun 30, 2012 07:51
Способствовать реализации и раскрытию своей самости - это значит жить аутентичной жизнью. Жить жизнью своего подлинного Я. Именно это, как доказывают в конечном итоге многие клиентские запросы - есть цель и задача психотерапии. Конечно же, клиент не сразу приходит именно с таким запросом в терапию, но пробыв какое то время в процессе исследования своего бессознательного, клиент выходит именно на такой рубеж своего личностного роста.
Самость, которая не находит своей реализации, компенсирует боль от этого либо симптомом, либо психологическими защитами. Эти симптомы и защиты могут быть самыми разнообразными и просто невозможно уместить их все в один пост.
В книге " За пределами самости" Фрэнк Саммерс рассматривает известный каждому психоаналитику случай Анны О. (Берты Паппенгейм) с точки зрения процессов развития самости. Фрэнк Саммерс делает вывод: симптомы Берты были единственным доступным ей способом проявить свою нереализованную самость. Она не могла открыто протестовать против подавления своих способностей и потребностей, поскольку нуждалась в своём горячо любимом и обожествляемом отце, мать же была недоступна К несчастью Берты, её отец - наиболее важная для неё фигура, к которой она была " страстно привязана", - нёс наибольшую ответственность за подавление её сущности. Связь с ним требовала почти полного уничтожения её Самости. В результате, в качестве компенсации от невыносимой боли от подавления аутентичности своего бытия, Берта ушла в мир своего воображения, в пространство, созданное ей самой, где фантазии постепенно приобрели форму галлюцинаций. Это и есть симптом, который компенсировал подавление Самости.
Саммерс в своей книге выдвигает версию о том, что коренным, переломным моменом в выздоровлении Берты, стал её переезд во Франкфурт с матерью и вступление в общество, которое посвятило свою деятельность борьбе за права еврейских беженцев из Восточной Европы. Именно там Берта смогла раскрыть свой потенциал: всю свою жизнь с этого момента она боролась за права еврейских беженцев, а также сирот, бездомных детей, незамужних женщин. Несмотря на противодействие ортодоксальных евреев, она основала дом призрения для беременных девочек - подростков, имевших проблемы с законом. Она участвовала в многчисленных программах помощи беженцам. Потенциал Берты, таким образом, был раскрыт благодаря деятельности в этом обществе. А также благодаря людям, родственникам со стороны её матери ( семейство Гольдшмитов), которые признали и оценили её интелелкт и остроумие, способность сострадать, независимость суждений, умение сочувствовать и добрый нрав.
Именно эту деятельсноть Берты, Саммерс считает коренным поворотом к исцелению потому, что именно здесь, в деятельности, при поддержке понимающих людей, у неё появилась возможность стать личностью, которой она всегда была потенциально. А значит появился шанс раскрыть свою Самость.
Один из самых болезненных моментов в психотерапии - видение и осознавание того, что порой самый близкий клиенту человек, тот, к кому в наибольшей степени привязан клиент ( родитель, муж, любимый, любовник, близкий друг и ит.д.) - и есть тот человек, который разрушает подлинность бытия клиента, аутентичность его экзистенции, развитие и формирование его самости. Разрушает наполнение жизни радостью и смыслом. Для Берты, например, таким человеком был её горячо любимый отец, к которому она была нежно привязана всю жизнь.Семья Берты, придерживавшаяся строгих иудаистских традиций, готовила её к жизни ортодоксальной еврейской домохозяйки. Отец Берты был очень строг и настаивал на том, чтобы дочь жила в соответствии с его религиозными убеждениями, а мать отличалась склонностью к ипохондрии. При всей своей преданности и стремлении угодить отцу, Берта абсолютно не разделяла его религиозных воззрений. Это был не её путь.
К сожалению, путь к себе иногда проходит именно через такие, очень болезненные, точки осознавания.
психология Самости,
осознание,
подлинность