"Можно помочь пограничному пациенту реалистичнее смотреть на прошлое в контексте глубокого изменения его отношений к терапевту и значимым другим в текущей жизни."
Отто Кернберг.
Вообще главными целями в работе с пограничными пациентами, по мнению О.Кернберга, является, во первых, интеграция Я и объект репрезентаций в его внутреннем мире( кто Я, каким я вижу себя в отноешниях с другими, и кто они, как я вижу отношения к себе другого* других*), во вторых, интеграция разнообразных эмоциональных состояний пограничного пациента, в третьих, понимание реальных и воображаемых взаимоотношений со значимыми другими, в четвёртых, интеграция воображаемых и реальных взаимоотношений с другими.
Всё это приводит к тому, что человек не только более реалистично и целостно воспринимает свои родительские фигуры, но и более правдиво и реалистично видит картину своего прошлого и настоящего, картину мира в целом и картину своей персональной жизни в частности.
В основе стратегии работы с пограничным пациентом, по мнению Отто Кернберга, находится в первую очередь анализ и интерпретация переноса в клиент - терапевтических отношениях.
Стратегия интерпретации переноса у пограничных пациентов включает в себя три последовательных шага. В сжатой форме суть каждого шага я выразила следующим образом:
Шаг первый: из хаоса в смысл. Или " Придать отношениям с психотерапевтом человечность и смысл"
Шаг второй: " Увидеть и понять" - анализ кристаллизующейся главной темы в переносе: анализ особенностей Я - репрезентации и объект - реперзентации клиента и восстановление картины его объектных отношений
Шаг третий: " Связать в единое целое плохое и хорошее." - целостность и интеграция фигур внутреннего мира, целостно и интеграция восприятия себя самого.
Подробнее о каждом шаге.
Конспект.
Шаг 1.
Реконструировать природу примитивных или частичных объектных отношений, которые работают в переносе.
Опираясь на противоречивые слова и поведение пациента, отражающие его запутанные и сбивчивые мысли и чувства, терапевт должен понять, что во взаимоотношениях пациента с терапевтом имеет для него самое большое эмоциональное значение. С помощью интерпретаций терапевт преобразует бессмысленность или пустоту переноса - то, что в буквальном смысле обесчеловечивает терапевтические отношения - в эмоционально значимые отношения, хотя и сильно искажённые и фантастические, взаимоотношения переноса.
Шаг 2.
Терапевт оценивает кристаллизующееся основное объектное отношение переноса с точки зрения Я - репрезентаций( как я вижу и представляю сам себя) и объект - репрезентаций ( как я вижу другого и как я вижу отношение ко мне другого).
В отношениях переноса терапевт может представлять какой то аспект диссоциированного Я пациента или его примитивной объект - репрезентации. Терапевт и пациент по очереди могут воплощать различные Я или объект - репрезентации. Эти воплощения надо интерпретировать и прояснять соостветствующие ему внутренние объектные отношения в переносе.
На практике реакции пациента, прояснение и ассоциации, связанные с попыткой терапевта описать, что, по мнению последнего, происходит между ними в настоящий момент, постепенно развивают и проясняют понимание пациентом того, " кто, что, кому делает", или " кто, что чувствует по отношению к кому в фантастическом объектном отношении переноса, и " склеивает" Я - репрезентации и объект - репрезентации пациента по ходу циклов проекции и повторной интроекции.
Шаг 3.
Связывание между собой позитивных и негативных аспектов Я - концепции пациента и одновременно происходит интеграция с соотвтетсвующими позитивными и негативными аспектами объект - репрезентаций.
Так реальное Я пациента и внутренняя концепция объекта интегрируются и соединяются.