Вызов является естественным испытанием переходного периода. Ответ - реакцией на него. И только Разрешение - итогом, новой формой индивидуума. Она зависит как от изначальных физиологических и личностных свойств, так и от встреченных Вызовах периода. В не меньшей степени - от поддержки или отвержении окружающей среды, а в наибольшей - от развития эмоционально-ценностной сферы и волевых качеств подростка. Учесть все эти факторы обыкновенно не представляется возможным. Потому в большинстве случаев родителям, педагогам, другим взрослым, а также и самим подросткам остается только ждать, когда закончится эта своеобразная алхимическая стадия. Как говорил Д. В. Винникотт: «Существует один и только один способ лечения подростков, но он не интересен мальчикам и девочкам в лихорадке переходного возраста. Этот способ лечения - ход времени и процесс постепенного взросления; в конце концов, это приводит к появлению взрослой зрелой личности. Этот процесс нельзя ни ускорить, ни замедлить, хотя его можно разрушить или разорвать, или он может завянуть изнутри в процессе душевной болезни» [Винникотт, с. 117-118.] В результате подросток находит подходящую для себя картину мира (не всегда окончательную, это не последний критический возраст, да и кризисы случаются не только возрастные). Вынашивает и рождает (хотелось сказать «структурирует», но для этого необходима осознанность, а тут целиком она невозможна) внутреннюю организацию своей личности.
Разрешение является итогом состоявшегося Ответа подростка на случившиеся в его жизни естественные и актуализированные вызовы. Формируется картина мира, соответствующая сочетанию его осознаваемых идеалов и имеющегося жизненного опыта. В ней описывается, каков мир в целом, каковы его шансы в нем, а также соотношения его планов с этими шансами. Это нередко принятое извне описание мира, основанное на социальных или субкультурных мифах, дополненное подстроенным под него своим жизненным опытом. Но точно также это и самостоятельный (осознанный или нет) выбор самого этого описания, самого мифа.
В песне группы Каста - «Сказка» (альбом «Громче воды, выше травы»):
…Но я не хочу так жить, среди обмана и лжи
Я хочу умереть, убить меня прикажи
И входит смерть
И задрожал принц от страха
Смерть уже тащит принца на плаху
И тут вспомнил он, как прекрасный сон
Тот зеленый луг и все, что видел на нем
И крикнул : Стой!
Я умереть не могу!
Пусть все будет, как есть, уж как-нибудь проживу!
И отступила смерть, в раз покинув дворец
И крепко обнял впервые сына отец
И тихо, добро сказал : Сынок, знаешь
Ты тоже вот-вот кудесником станешь
Мы выбрали эту песню, потому что она и являет, и находит разрешение внутреннему конфликту между идеальными ожиданиями подростка и реальностью. Этот момент всегда происходит при здоровом развитии этого периода.
В заключение можно отметить, что подростковый период характеризуется кризисом предыдущей личностной конструкции индивида, давлением инстинктов и влечений новой интенсивности и характера, смущением идентичности и поиском новой, которая, как правило, находится через расширенные поиски Другого, как партнера по коммуникации и как собственного отражения, в мире. Система мотиваций, иерархия приоритетов, самоосознавание и истинный внутренний диалог являются характерными психическими новообразованиями этого этапа.
автор Г.Бедненко