May 10, 2011 17:10
"История моей жизни - это история самореализации бессознательного... Воспоминания о внешних событиях моей жизни поблекли, а многие и исчезли совсем. Но мои встречи с иной реальностью, мои пересечения с бессознательным неизгладимо запечатлелись в памяти. В этой реальности кроются неисчислимые богатства, по сравнению с которыми все остальное бледнеет... Я могу понять себя только в свете внутренних событий..."
Карл Густав Юнг
Друзья! Предлагаю Вашему вниманию упражнения, которые помогут Вам выявить паттерны( неосознаваемые схемы) вашего поведения. Выполнение упражнений требует максимальной честности по отношению к самому себе .
Упражнение 1.
В одной из групп психоаналитической взаимопомощи учительница рассказывала о своих трудностях с одной из учениц. Та хорошо успевала, была способна и сообразительна, но учительницу раздражала ее "безалаберность": Девочка то забудет учебник, то не доделает домашнее задание, а на замечания отвечает с вызовом: "Ну и что? Я и так все знаю!" Учительница говорила о ней так, словно более ужасного ребенка в жизни своей не видела, хотя другие учителя, по ее же признанию, желали бы себе побольше таких учеников. После того, как руководитель группы направил сознание учительницы в русло ассоциаций, та поделилась своим воспоминанием о том, что росла вместе с младшей сестрой, папиной любимицей, которая постоянно вызывала в ней ревность и страх потерять любовь отца. Сейчас она идентифицировала свою ученицу с той заносчивой и несносной сестренкой из своего детства, которая заставляла ее столько страдать. В этот момент учительнице стали ясны ее бессознательные мотивы неприязни к ученице, и она без труда разорвала "порочную связь". Результат не замедлил сказаться: уже на следующем занятии группы она говорила о девочке с возрастающей симпатией.
Как это делать?
Фрейд считал, что именно воспоминания детства часто указывают на личные проблемы в настоящем. Проделав нижеприведенное упражнение, вы сможете приступить к оценке этой мысли применительно к себе.
Упражнение лучше всего делать вдвоем, но если в вашем случае это невозможно, то используйте в качестве собеседника зеркало.
Итак, сядьте так, чтобы не смотреть в лицо партнеру. Сосредоточьтесь, несколько минут подумайте и найдите свое наиболее раннее воспоминание детства или одно из наиболее ранних. Расскажите его своему собеседнику. Чем более ясно и подробно вы сможете его воспроизвести, тем больше получите из этого опыта лично для себя. Если в связи с данным воспоминанием возникнет какая-либо ассоциация, упомяните и ее тоже.
Ваш собеседник (если это не зеркало) должен вас внимательно слушать и делать заметки. После окончания вашего рассказа поменяйтесь ролями.
Остановитесь и подумайте о том, что вы рассказали и услышали. Попробуйте связать аспекты воспоминаний с тем, как вы сейчас живете или как вы реагируете на ситуации, похожие на те, о которых вы вспоминали.
Упражнение 2
Теория психоанализа предполагает, что наши сегодняшние отношения с другими людьми связаны самым непосредственным образом с нашими взаимоотношениями с родителями. Данные упражнения позволяет проверить это предположение применительно к вам.Как это делать?
1.Вооружитесь пишущим предметом и листом бумаги и составьте список людей, которые вам нравились или которых вы больше всего любили в течение вашей жизни (кроме родителей).
2.Разнесите в разные колонки мужчин и женщин.
3 Перечислите нравящиеся и не нравящиеся вам стороны этих людей.
4 Отметьте себе, подумав, что есть общего в этих людях - отдельно у женщин и отдельно у мужчин.
5 Нравятся ли вам люди определенного типа?
6 Перечислите нравящиеся и не нравящиеся вам характеристики ваших родителей, каковы они сейчас.
7 Перечислите нравящиеся и не нравящиеся вам характеристики ваших родителей, как они вам представлялись в детстве.
8 Сравните, сопоставьте и противопоставьте список характеристик ваших родителей с характеристиками ваших друзей.
9 Подумайте, замечаете ли вы в своей жизни какие-нибудь отношения между психологическими качествами ваших родителей и ваших друзей.
самоанализ,
психоанализ,
бессознательные сценарии