"Вместо любви к мужчине эта женщина хочет власти над ним. Здесь можно привести в пример яркий собирательный образ истерической женщины, который представил в лице своей героини Сары Вудраф Джон Фаулз в романе «Женщина французского лейтенанта». Читая это произведение, невольно вспоминаешь то клинически точное описание внутреннего склада истерика, которое дал К.Ясперс. Кратко напомню сюжет этого произведения, проникнутого духом психоанализа (не случайно оно изобилует ссылками на З.Фрейда).
<< В эпицентре сюжета - женщина викторианской эпохи, влюбившая в себя мужчину, который по мере развития их отношений отчаянно боролся со своими чувствами. Он многое потерял ради нее, он много мог бы ей дать, но он упускает ее. Она ускользает от него сама, по своей воле, добившись его любви. Непонятная женщина, страдающая, ищущая, временами производящая впечатление безумной. Ее страдания, о которых знает весь город, где она живет, представлены легендой, согласно которой она выходила попавшего в кораблекрушение французского моряка, была соблазнена им, отдалась ему и, в результате была обманута и брошена. По окончании романа так и остается не ясным, является ли эта печальная история фантазией Сары или реальностью? Как видно, Дж.Фаулз не случайно сравнивает человеческие слова с муаровым шелком, где один фрагмент рисунка тает в сиянии шелка, и неуловимо переходит в другой: «Все зависит от того, под каким углом их рассматриваешь». Истерическая атмосфера неясности, беспомощности заполняет пространство романа и душу читающего. К чему стремится героиня, чего она хочет от жизни, от мужчины? Дж.Фаулз вкладывает следующие слова в уста своего главного героя Чарльза: «Вот она, ее пресловутая тайна: страшное, расчетливое извращение человеческого естества; и сам он - всего-навсего безымянный солдат, жалкая пешка на поле сражения, где битва, как во всякой войне, идет не за любовь, а за владение, за власть». «Она же отдавала - и отдавалась - только с целью приобрести власть; а получить власть над ним одним - не это было ей надо, то ли потому, что он не представлял для нее существенного интереса, то ли потому, что стремление к власти было в ней настолько сильно, что требовало новых и новых жертв и не могло насытиться одной победой… ». Дж.Фаулз видит Сару в образе древнего сфинкса, который служит триггером в поворотной точке истории Эдипа. Все, что произойдет с Эдипом дальше, зависит от этой встречи со сфинксом. Дж.Фаулз обнажает одну из граней отношений любви между мужчиной и женщиной. Рассматривает ее беспристрастно с разных сторон с хладнокровием хирурга, в духе опытов над животными. Мужчина - Эдип и женщина - сфинкс, он в ее власти как младенец предельно зависимый от своей матери. >>
Вопросы, которые возникают в связи с загадкой героини, для Фаулза остались открытыми, мы же попробуем, используя психоаналитический инструментарий, ответить на них в меру возможности.
Зачем женщине власть над мужчиной? Что уводит ее от самого желанного, от любви, - к власти? Власть в контексте взаимоотношений мужчина-женщина можно понимать как контроль одного над другим, в контексте нашей темы - женщины над мужчиной. Да, она боится его. Мужчина представляется в женских фантазиях как насильник, женоненавистник, садист. С помощью механизма проекции или проективной идентификации она проецирует на него свою мужскую, отщепленную, «плохую» часть, которая корнями уходит в идентификацию с фаллической матерью, стремящейся к превосходству над своим мужем, отцом девочки, и к власти над ним. Чего можно желать, о какой любви в жизни дочери может идти речь, если образ мужчины у матери был пуст и эта пустота уже задела душу девочки? Лишь власть (контроль) над «чудовищем» может принести успокоение и возможность дальнейшего существования.
Одна моя пациентка, с которой я работаю уже более года, в самом начале нашего взаимодействия с ней знакомится с мужчиной, которого далее, практически на всем протяжении отношений с ним, она описывает исключительно в гротескных негативных красках. Я неоднократно задавала себе и ей вопрос, что делает этот «демон» рядом с ней, что заставляет ее находиться рядом с ним, если все, с чем он обращен к ней, только плохо и день ото дня становится лишь хуже?"