Становление кем-то и никем: Психоанализ и буддизм.

Jan 31, 2011 20:21

Сегодня был очень насыщенный информацией день: на работе меня загрузили подготовкой к выступлению( и параллельно статьёй в журнал по тексту выступления) на одну из научных конференций, которая пройдёт в феврале в нашем городе. Это так утомительно.. честно говоря... Похоже, мне пока не хватает ещё уверенности отказывать ..: вот если бы была я по ( Read more... )

смысл, психоанализ, здесь и сейчас

Leave a comment

ameli39 February 1 2011, 07:33:19 UTC
Да, Вы соверешнно правы: Самость не является результатом действия Эго. Равно же, как Самость и не является результатом накопления жизненного опыта.
Это врождённый архетип психики. А если точнее - это центр психики человека, который в какой то степени создаёт баланс и равновесие сознательного и бессознательного. Вот что пишет Карл Густав Юнг о сущности Самости:
«Самость является не только центральной точкой, но и тем пространством, которое включает в себя сознание и бессознательное. Она является центром всей психической тотальности, подобно тому, как Я - центром сознания»
Эго - центр сознания. Самость - центр всей психики.
Но! Приближение к своей Самости, открытие её в себе, познание её - это происходит в процессе познания нами опыта своей индивидуальной жизни. Возможно в отрывке приведён не совсем точный перевод Энглера и речь идёт о том, что хотя Самость и врождённый архетип, открыть его в себе и познать возможно в процессе прохождения индивидуального опыта своей жизни.. и получается что открытие самости конструируется не сразу, а по ходу проживания своей жизни осмысленно.
Так я поняла этот отрывок Энглера. Но может я и ошибаюсь:)

Reply

aquarius_24 February 1 2011, 07:56:53 UTC
но близко Ваше понимание, но в приведенном отрывке Энглера я увидел не его )

Не могу назвать себя знатоком буддизма, но тем не менее рискну предположить, что понимание самости в буддизме и юнгианстве очень схожи. Они говорят о существовании целого, бОльшего, часть чего является сознательное Я человек. И человек становится Человеком, когда восполняет утраченную часть, приходит к целостности, хоть ее и невозможно достичь в полной мере.

Мне у Юнга еще нравится вот это:
"[...] Я специально употребляю слово «компепсаторный», а не «противоположный», потому что сознательное и бессознательное не обязательно находятся в оппозиции друг к другу, а дополняют одно другое, образуя целокупность (totality), которая и есть самость. Согласно этому определению,самость представляет собой величину высшего порядка по отношению к сознательному эго. Самость охватывает не только сознательную, но и бессознательную психику, и потому является, скажем так, личностью, коей мы также являемся. [...] Но создание ясной картины того, что мы представляем из себя как самость, не по силам нашему воображению,ибо в этом действии часть должна была бы охватить целое. И нет надежды на то,что мы когда либо сможем достичь даже приблизительной сознательности самости,ибо как бы мы не старались увеличить область сознаваемого, всегда будет существовать неопределенное и неопределимое количество бессознательного материала,принадлежащего целокупности самости."

А Вам не знакома книжка "Дзэн-буддизм и психоанализ"?
Там есть замечательный пассаж:
"Подход дзен заключается в том, чтобы прямо войти в сам объект и
увидеть его как бы изнутри. Познать цветок - значит стать цветком, быть им,
цвести, как он, радуясь солнечному свету и дождю. Если это произошло, то
цветок говорит со мною, а я знаю все его тайны, радости и страдания - все
биение его жизни. И не только это. Вместе с моим "познанием" цветка я узнаю
все тайны вселенной, включая и тайны моего собственного Я. Ранее они все
время ускользали от моего преследующего взора, поскольку я разрывался
надвое - на преследователя и добычу, на объект и тень. Нет ничего
удивительного в том, что я никогда не улавливал моего Я, хотя сколь
утомительной была эта игра! Зная цветок, я знаю теперь мою Самость, мое Я. Утратив себя в цветке, я знаю и себя, и цветок."

Reply

ameli39 February 1 2011, 08:09:33 UTC
Очень красивый пассаж из " Дзен - буддизм и психоанализ".
Да, похоже понимание Самости в юнгианстве и буддизме очень похоже.
Я очень очень плохо знакома с концепцией буддизма в общем и дзен - буддизма в частности.И поэтому не готова пока проводить сравнение этих концепций друг с другом)

Reply


Leave a comment

Up