"Удивительна была лишь свежесть, с которой она реагировала - извинялась, оправдывалась..."

Jan 25, 2015 14:19

Существует такое понятие в терапии " нарциссическая мать". Это не обязательно женщина с нарциссической структурой характера. Это может быть ярко выраженная истерическая личность. Или мазохистическая. Суть в том, что из своей родительской роли она функционирует по нарциссической модели: подстраивая всю семейную модель и взаимоотншения с близкими под свои эгоцентричные интересы и по сути используя своих ближних. Это может быть интерес нарциссической матери сделать своего ребёнка человеком, который заточен под обслуживание её психологических, а иногда и физиологическим потребностей. Или это может быть интерес нарцисисческой матери препятствовать отделению и автономии своего ребёнка с целью привязать его к себе пожизненно ( в основе чего лежит сильный страх одиночества). Это может быть интерес использовать ребёнка для воплощения своей, не реализовавшейся, детской мечты. И многое другое.
Нарциссическая мать может позиционировать себя властной и уверенной в себе женщиной. А может позиционировать себя бедной и несчастной жертвой. А может совмещать в себе первое и второе по очереди.
Потрясающе точный, правдивый портрет нарциссической матери представила талантливая русская писательница Людмила Евгеньевна Улицкая в романе " Пиковая дама".
Поразительно тонкие, точные психологичные наблюдения.
Итак, портрет нарциссической матери.В романе ей-90, её дочери-60 и она, дочь, так и осталась в неволе своей нарциссичной матери. Судьба.
"Анна Федоровна сварила себе кофе, раскрыла литературоведческую книжку своего знаменитого пациента, приготовила лист бумаги для письма и поставила рядом с собой синюю вазочку с конфетами, которых себе обыкновенно не позволяла. Она вдохнула с удовольствием запах кофе, но глотнуть не успела: на кухню, поскрипывая колесиками своей ходильной машины, с прямой, как линейка, спиной, явилась Мур.
Анна Федоровна нервно проверила пуговицы на кофточке - правильно ли застегнуты. Предугадать, что именно она сделала не так, она все равно никогда не умела. Если кофточка была правильно застегнута, значит, чулки она надела кошмарные, или причесалась не так. А что не так, если она всю жизнь проносила одну и ту же косу, свернутую колбаской на шее. Впрочем, утреннее замечание могло касаться чего угодно: занавески, например, грязные, или сорт кофе отвратительный, пахнет вареной капустой. Удивительна была лишь свежесть, с которой Анна Федоровна реагировала - извинялась, оправдывалась. Иногда даже пыталась опровергнуть замечание, но всегда потом себя ругала. К хорошему это не приводило, Мур только поднимала еще выше свои от природы высоко нарисованные брови, так что они прятались под розово-русой челкой, медленно двигала длинными веками и неодобрительно смотрела на Анну Федоровну глазами цвета пустого зеркала.
На этот раз выкатившись на середину кухни, Мур молчала. Черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ним не было. Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки.
Всю жизнь, сколько себя помнит, Анна Федоровна заранее готовилась к общению с матерью. В детстве она замирала перед ее дверью, как пловец перед прыжком в воду. Ставши взрослой, она, как боксер перед встречей с сильнейшим противником, настраивалась не на победу, а на достойное поражение. В это предутреннее время мать захватила ее врасплох, и, не подготовив себя заранее, она впервые увидела ее отстраненно, как будто чужими глазами: перед ней стоял ангел, без пола, без возраста, и почти без плоти. Живая одним духом. Но каков был этот дух, Анна Федоровна знала преотлично. Зажимая в руке новенькую книжку, дух произнес:
- Какая глупость понаписана в этих воспоминаниях! Кто мне их подсунул? В шестнадцатом году мы еще жили с отцом в Париже. Я была девчонка. Диадему Каспари мне подарил в двадцать втором, я тогда была за ним замужем, а проиграла я ее в двадцать четвертом в Тифлисе. И никакого Каспари уже тогда не было, я была уже с Михаилом. Он был великий музыкант, - она хихикнула тонко и многозначительно, и Анна Федоровна поежилась, потому что дальше шла обыкновенная площадная лексика, и матери доставляло удовольствие именно это поеживание. - А вот вые...ть он никого толком не мог, - Мур нежно засмеялась, - с херакой у него обстояло из рук вон плохо. Там, в Тифлисе, я проиграла эту диадему в карты, а портрет, который Бакст писал, там диадема совершенно другая , какая-то ерунда, театральный реквизит.
Это была лучшая страница ее воспоминаний - ее знаменитые любовники. Имя им было легион. Немало бумаги было измарано в честь ее бледных локонов и неизреченных тайн души лучшими перьями, а по ее портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было бы изучать художественные течения начала века.
Тайна в ней, должно быть, действительно была, не одни только любовники млели над ней. Анна Федоровна, единственная дочь Мур, дитя ее редкой добродетельной причуды, всю жизнь билась над этой загадкой. Отчего ей была дана власть над отцом, младшими сестрами, мужчинами и женщинами и даже над теми неопределенными существами, находящимися в узком и мучительном зазоре между полами? Кроме обыкновенных мужчин с самыми простодушными намерениями в нее постоянно влюблялись феминизированные гомосексуалисты и сбившиеся со скучной женской дороги решительные лесбиянки. Ответа на этот вопрос Анна Федоровна найти не могла, но, подчиняясь неведомой силе, неслась выполнять очередную материнскую прихоть. А Мур, как беременной женщине, постоянно хотелось чего-то неизвестного, неопределенного - словом, поди туда, незнамо куда, и принеси то, незнамо что. "
Людмила Улицкая " Пиковая дама"

сепарация, свобода, нарциссическая мать, психологическая боль., созависимые отношения, осознание, травма развития, дочки - матери, бессознательное, бессознательные сценарии

Previous post Next post
Up