"Сопереживать клиенту, когда он видит нас в худшем свете-очень тяжело. И очень терапевтично."
Хайнц Кохут
Хайнц, драгоценный наш Кохут, смоделировал прекрасную теорию работы с нарциссическим расстройством личности.
Всё очень логично.
Итак, надо сразу сказать, что теорию Фрейда о первичном нарциссизме, равно же как и учение Фрейда о стадиях психосексуального развития, Кохут ни разу не отрицал. Кохут сам говорит о своём учении, что он просто дополнил Фрейда, предполагая, что существуют две параллельные линии развития вместо одной. Первая - это та, которую описал Фрейд. Вторая - развитие самости, которая у более менее нормального человека длится всю жизнь.
Для того, чтобы вот эта вторая линия развития - развитие самости - двигалось линейно ( если можно так выразиться ), человеку жизненно необходимо удовлетворить в раннем детстве три потребности. Какие?
1. потребности в отражении ( Кохут назвал её потребностью в отзеркаливании - mirroring-) - потребность быть отраженным в другом человеке ( отражение подлинного в себе другим)
2. потребность идеализировать родителя - идеализированное родительское imago/
3. потребность быть похожим на себе подобных - потребность в альтер Эго.
Еще Кохут утверждал, что для нормального развития самости, человеку достаточно, если будет в необходимой мере удовлетворена хотя бы одна из этих потребностей. Это будет компенсировать те, неразвитые пласты самости, которые напрямую зависят от двух других фрустрированных потребностей.
Если же фрустрированны все три потребности - например, мать не отражает подлинное Я ребёнка, отец не может служить для ребёнка идеалом, в силу развратного образа жизни, а сверстники не могут принять дитя в свои игры, в силу его личностных особенностей - велика вероятность того, что все эти потребности приобретут гипертрофированно - архаичный характер и развитие человека пойдёт по пути формирования нарциссической структуры характера.
В терапии фрустрация этих потребностей проявит себя во всей красе.
Во- первых, рано или поздно такой человек с болью в голосе скажет " Я не знаю кто я. Кто я? Если я - это не только мои достижения, тогда кто я?"
Во- вторых, такой человек спроецирует на терапевта идеализированную фигуру, которой ему всегда не хватало: он будет считать терапевта умным, всезнающим, Богом, который сумеет подобрать безупрчные аргументы и доказать клиенту " Ты есть. Независимо от твоих достижений, ты есть. " И это действительно так, дорогие нарциссы - Вы есть! Независимо от ваших достижений. По факту рождения.
В- третьих, такой человек, будет радоваться как ребёнок, которого дети приняли в игру, любому доказательству своей причастности к группе себе подобных - и там, где манифестируется " Вы никто не нужны мне", на самом деле скрывается " Я хочу быть принятым вами, друзья."
Итак, как же работать в сессии, с каждой из трех фрустрированных потребностей нарцисса?
Для начала важно отметметить, что Кохут ни разу не говорил, что терапевт обязан взять на себя роль зеркала, которое только и делает, что отражает нарциссу" Ты на свете всех милее, всех прекрасней и умнее." Лично сам Кохут считал это антитерапевтичным. А вот терапевтичным он считал как раз таки совсем другое -
тщательное изучение проблем вытекающих из раннего развития и постоянная обратная связь клиенту, что его способ бытия понятен. Так, например, вместо того, чтобы говорить клиенту какой он замечательный, Кохут возможно сказал бы, что чувство неполноценности клиента вполне понятно и обусловленно недостатком положительного отношения в раннем детстве
Опять таки: не подменять собой зеркало , а интерпретировать и давать эмпатичный отклик.
Ближайший коллега Кохута Арнольд Голдберг говорил:
" Аналитик не удовлетворяет ни требований зеркализации архаичной грандиозности, ни требований одобрения от архаичных идеализированных объектов самости. Эти требования постоянно интерпретируются. В тактичной, необидной, неунижающей манере. Аналитик не зеркализирует активным образом; он интерпретирует потребность в подтверждающих реакциях-ответах. Аналитик не участвует в активном одобрении грандиозных ожиданий и не восхищается ими; он объясняет их роль в психической деятельности".
И в заключении хочу ещё раз повторить слова уважаемого Кохута
"Сопереживать клиенту, когда он видит нас в худшем свете-очень тяжело. И очень терапевтично."