Анализабельность людей с истерической структурой характера.

Jun 19, 2013 05:49


Есть множество девчушек,

Чьи жалобы - жемчужины

Классических неврозов истеричек.

И если так оно точь-в-точь -

Анализ может им помочь;

Но если нет -
он будет хаотичен.

* иной взгляд на классификацию истерической структуры характера ( способность клиента к анализабельности)*

"Вместо прежней дихотомии, предполагавшей, что подобная симптоматика у женщин влечет за собой диагноз "истерический характер" либо "истерический невроз", я хотела бы предложить новую классификацию, включающую четыре подгруппы. Эти группы можно расположить по убыванию "анализабельности" пациенток, основываясь на их способности к отклику на психоаналитическое лечение. Хотя пациентки в каждой из этих групп обладают вполне специфическими отличительными чертами, мне не хотелось бы устанавливать жесткие границы между ними. Даже наиболее анализабельные истерики подвержены регрессии в плохой аналитической ситуации. И, наоборот, у некоторых пациентов, пребывающих в момент обращения за помощью в глубокой регрессии, клиническая картина может заставлять задуматься о более серьезной патологии, чем это имеет место в действительности.

Мои четыре группы могут быть кратко описаны следующим образом: первая - настоящие "хорошие истерички" - это молодые женщины, которые подготовлены и согласны принимать все аспекты традиционного психоанализа; вторая - потенциальные "хорошие истерички" - молодые женщины, чье развитие, симптоматика и структура характера ясно указывают на подлежащее анализу истерическое расстройство. Они, однако, менее готовы и/или внутренне согласны взять на себя те серьезные обязательства, которые предполагает аналитическая ситуация. Третья - женщины, чья глубинная депрессивная структура характера часто маскируется более поверхностной истерической симптоматикой. Четвертая - это женщины, чья манифестная истерическая симптоматика является псевдо-эдипальной и псевдо-генитальной. Такие пациентки редко удовлетворяют основным критериям анализируемости."

Первая группа:
"Обычно такая женщина удачно прошла период позднего подросткового возраста и чаще всего уже имеет законченное образование. Часто она еще девственница; если нет - то сексуальный опыт принес ей разочарование. Хотя она может и не быть фригидной, она все же не способна инвестировать свою сексуальность в мужчину, который ей нравится, как в реальную личность. Часто в ее жизни присутствует мужчина, иногда уже женатый, который любит ее, и которому она не может ответить сексуально. Обычно она прозревает после переживания, которое можно описать как "момент истины". Какое-нибудь событие или личностное столкновение наконец делает ясным для нее, что проблема - в ней самой.

Большинство пациенток из этой группы добились значительных успехов в различных областях, за исключением сферы гетеросексуальных отношений. Их академические и профессиональные достижения часто значительны. Кроме того, они способны завязывать и поддерживать стабильные дружеские отношения. Многие из них были самыми старшими, часто - наиболее одаренными из всех детей, любимицами своих отцов. Никто из моей собственной группы не был единственным ребенком в семье. У многих из этих пациенток события их личной истории заставляют предположить, что их неудача в разрешении инфантильной эдипальной ситуации может быть отчасти объяснена реалистичными причинами. Потеря или длительная разлука с тем или другим родителем на пике эдипальной ситуации наложилась на их попытки совладания через нейтрализацию, сублимацию и позитивную идентификацию с матерью. Вместо всего этого произошло массивное вытеснение, и главным препятствием к взрослому выбору гетеросексуального объекта стала фигура эдипального отца, от которого они так и не смогли отделиться. Эта реконструкция была полностью подтверждена в анализе ряда пациенток, включенных в мою первую группу."
Вторая группа:
"Чем эта группа почти идеально подходящих для анализа истеричек отличается от моей второй группы, потенциально хороших истеричек? Во-первых, вторая группа включает в себя несколько более широкий спектр симптомов и структур характера, чем первая группа. Поэтому здесь невозможно дать определенного клинического описания. Они обычно моложе, они всегда менее зрелы по сравнению с первой группой. Иногда они младшие в семье, или - вообще единственные дети. В отличие от первой группы, они не смогли развить у себя стабильных Эго-синтонных обсессивных защит. Они несколько более пассивны и менее последовательны в своих академических и профессиональных достижениях. Их дружеские отношения менее устойчивы и более явно амбивалентны. Они часто боятся своих зависимых желаний, которые лежат у них ближе к "поверхности", чем у настоящих хороших истеричек.

Основная проблема анализа этой группы пациенток сосредоточена в его первой фазе, когда устанавливается стабильная аналитическая ситуация, в которой может постепенно проявляться подлежащий анализу невроз переноса. Некоторые из них просто слишком молоды, чтобы брать на себя подлинные обязательства. Другие, на первый взгляд находящиеся в состоянии невротической декомпенсации, могут реагировать на аналитическое вмешательство одним из двух способов, а именно: бегством в здоровье через смещение переноса, или - развитием переноса, связанного с регрессией Эго, что затрудняет установление терапевтического альянса. Однако, если этих ловушек удается избежать, пациентки из этой группы оказываются способными достичь подлинного аналитического результата. У них не обязательно возникают серьезные трудности с проявлением и анализом невроза переноса или с проработкой заключительной фазы."

Третья группа:

"Две мои последние группы включают в себя широкое множество "так называемых хороших истеричек". Первая из них может быть излечена в результате долгого и трудного анализа. Пациентки с депрессивным характером обычно представляют собой женщин, которые не смогли мобилизовать свои активные ресурсы во время каждого значительного кризиса развития. Их базисная самооценка низка; они также склонны обесценивать свою женственность. Несмотря на такие серьезные препятствия, многие из этих пациенток пережили подлинный триангулярный конфликт, часто - с чрезмерной идеализацией отцов. Чаще всего им не удалось развить адекватные реактивные формирования в доэдипальный период. Говоря кратко, они способны осознавать и переносить значительную депрессию; их "сбой" лежит в области совладания. Они не просто пассивны - они чувствуют себя беспомощными. Несмотря на эти сложности, они часто являются привлекательными и одаренными женщинами, чья депрессия скрывается за смехом и флиртом. Их предъявляемые симптомы могут выглядеть как истерические.

Подобные депрессивные характеры часто трудно распознать во время первичного интервью. Часто они попадают в поле зрения психиатра или психоаналитика в более позднем возрасте, чем представительницы других групп. Тот факт, что они не искали помощи раньше, редко объясняется отсутствием возможности; гораздо чаще это связано с их низкой самооценкой. Они могут обратиться за помощью в первый раз, будучи уже практически сломленными значительным нарушением основных функций Эго. Такие пациентки говорят о чувстве беспомощности и/или депрессии обычно в самом начале терапии. Они имеют тенденцию развивать пассивные, зависимые переносные реакции, что ухудшает их способность отличать терапевтический альянс от невроза переноса. Не следует подвергать их традиционному анализу без тщательной оценки, которая должна учитывать всю их жизненную ситуацию и их потенциальную способность к прогрессивным изменениям. Все подобные пациентки в моей клинической практике обнаруживали серьезные проблемы в заключительной фазе анализа. Поэтому, если не будут поставлены положительные, доступные и реалистичные цели, их терапия может затянуться практически до бесконечности."

Четвёртая группа:

"Четвертая и последняя - это группа "так называемых хороших истеричек", обычно характеризуемая картиной симптомов, которая может быть описана как грубо истерическая. В то время как их симптомы могут представлять "генитальный" фасад, в терапии они оказываются неспособными осознавать и переносить подлинно триангулярную ситуацию. Все подобные пациентки в переносе с излишней готовностью выражают интенсивные сексуализированные фантазии. При этом они склонны смотреть на такие фантазии как на область потенциально реалистичного удовлетворения. Они изначально неспособны к различению внешней и внутренней реальности, что является необходимым условием для установления терапевтического альянса и развития подлежащего анализу невроза переноса.

"Так называемые хорошие истерички", по моему мнению, не удовлетворяют критериям традиционного психоанализа. Их основная патология связана со значительной неудачей в развитии базовых функций Эго. Однако на начальном этапе их бывает нелегко отличить от более подходящих для анализа женщин, которые обратились к аналитику в состоянии регрессии. Первичные интервью часто не выявляют существующие отличия, поэтому может потребоваться более тщательная клиническая оценка. Наиболее анализабельные пациентки, как правило, восстанавливаются довольно быстро. "Так называемые хорошие истерички", напротив, имеют склонность быстро развивать интенсивный сексуализированный перенос даже в ситуации интервью лицом к лицу.

Эти женщины могут впервые оказаться в поле зрения аналитика практически в любом возрасте. Часто они уже побывали у нескольких терапевтов и/или аналитиков, с неудовлетворительным результатом. В отличие от пациенток из других групп, в их прошлой или настоящей жизни мало областей, где их интересы были бы свободны от конфликта, а Эго-функции действовали бы автономно. Они редко представляют жизненную историю, в которой был бы настоящий латентный период с присущими этому возрасту достижениями или отношениями со сверстниками. Их обсессивные защиты, если и присутствуют, не направлены против их Эго-синтонных импульсов. Подобно обсессивным защитам пограничных пациентов и психотиков, они призваны подкреплять их собственное восприятие и контролировать некоторые аспекты внешней реальности.

В истории их развития во многих случаях можно обнаружить одно или несколько из ниже перечисленных обстоятельств:

- Отсутствие или длительная разлука с одним или обоими родителями в течение первых четырех лет жизни;

- Серьезная патология у одного или обоих родителей, часто бывшая причиной несчастливого или распавшегося брака;

- Серьезная и/или продолжительная соматическая болезнь в детстве;

- Отсутствие значимых, продолжительных отношений с объектами обоих полов.

Ни одно из перечисленных выше наблюдений не достаточно само по себе, чтобы поставить диагноз "так называемая хорошая истерия". Однако комбинация двух или более из них в сочетании с готовностью к регрессии в переносе уже могут служить "красным светофором" или сигналом предупреждения."
автор: Э.Р.Зетцель " Так называемая " хорошая истеричка" ( отрывок)
источник: Журнал практической психологии и психоанализа №2 2005.

точка зрения, истерический характер, профессия психотерапевт, психоанализ

Previous post Next post
Up