В комментариях к
посту про семейное образование возникла такая тема - как определить, до какого предела ограждать детей от негатива. Сомнения мне очень понятны, и конечно, я на эту тему много думала сама: и до того, как забрать детей на СО, и даже после. Было время, когда мне действительно казалось, что то, что мы делаем, сильно похоже на стишок из детства про "как растение мимоза в ботаническом саду". Но сейчас я перестала этого бояться, и расскажу, почему.
Первая мысль, которая меня успокоила. Вспомните литературу 19, например, века. Как воспитывали и учили детей? Далеко не всех ведь посылали в гимназии и проч, и не в 7 лет точно. Очень многие - между прочим, ставшие впоследствии знаменитыми учёными, художниками, писателями! - получили образование именно дома, в семье - от родителей либо от нанятого родителями наставника, который, если судить по литературным произведениям, чуть ли не членом семьи становился, жил в доме всё время и общался с ребёнком практически постоянно, а не как приходящий репетитор. Вот тут есть
небольшая галерея знаменитостей, обучавшихся дома. Среди них есть даже королева английская Елизавета II и мой любимый Лермонтов ).
Второе наблюдение. Детей у меня двое, и ребята они очень разные по характеру, плюс ещё разнополые. Люди добрые, вы только представьте, сколько самых разных конфликтов им приходится решать между собой! Учитывая вспыльчивость дочери, тут порой такие баталии разыгрываются - война в Крыму и всё в дыму просто ). Им приходится учиться договариваться, искать компромиссы, и ей-ей, это ни разу не легко, когда один - спокойный рассудительный мальчишка, а вторая - эмоциональная барышня, вступившая уже в подростковость; когда одному хочется играть в войнушки - а другой подавай разговоры-переговоры и развитие сюжета; когда одной хочется всем рулить, а второму приходится как-то этому противостоять... Поводов потренироваться - более чем достаточно.
И третье. В этом году дети пошли в секцию фехтования - и это весьма показательный опыт. Перед этим они год не ходили совсем никуда: из подготовительного класса художки мы ушли из-за бесперспективности - ничего нового за год они там не узнали, а первый класс начинается с 11 лет, и проходить всё то же самое ещё раз вообще никакого смысла не было; в музыкалку дети тоже не захотели - заставлять смысла не вижу; со спортивной секцией в том году тоже не получилось. Но спорт, мы считаем, нужен безусловно, так что в этом году мы решили обязательно куда-то их отправить. Хотелось айкидо - но, блин, это оказалось внезапно запредельно дорого по нашим финансам. А потом нашлось фехтование, да ещё совершенно бесплатно, в Школе Олимпийского резерва.
Ну так вот. У них хороший тренер, профессионал с титулами и наградами. Но он уже пожилой, и это накладывает свои особенности: он иногда что-то забывает, может, например, дать одно задание, а ожидать выполнения другого и, когда ученик делает то, что услышал - возмутиться, мол, чего не делаешь-то вот этого. Иногда может резковато одёрнуть (но он, кстати, не унижает, что важно; может сказать "ну! чего зеваешь!" и в таком роде, никакой грубости). После первых тренировок дети частенько приходили и возмущались тому, сему, пыхтели эмоциями, как чайники ). Так вот, разница со школой в том, что когда дети приходят и рассказывают об этих проблемах - у нас более чем достаточно времени, чтобы подробно обсудить каждую ситуацию и объяснить детям, что происходит и как действовать. Объяснить, как расставить приоритеты: что да, может быть, учитель иногда резок , но вы же не ждали, что учитель боевого искусства будет сюсюкать? и что вам важно - чтобы он был идеально вежлив, или чтобы вы от него знания получили? И что есть такая вещь как возраст и связанные с ним особенности - ну да, забыл, что сам сказал одно, а теперь ждёт другого, и что? кто-то рассыпался от этого? Мелочь же - вы можете отнестись к этому со спокойным пониманием, без обид. Два-три таких разговора - и дети научились игнорировать то, что им поначалу было неприятно и даже возмутительно ("Ну чего он ругается! Он же сам сказал делать это, я и сделал!"), и продолжать получать удовольствие от тренировок. Кроме того, там есть некоторые вещи, которые сами по себе даются непросто: дочь, например, не очень хорошо бегает и не особо любит это дело, и когда начинаются спортивные игры (раз в неделю, кажется, у них занятие посвящено просто ОФП: зарядка, бег, игры, эстафеты, всё такое) - ей часто приходится проигрывать. Для моей гордой барышни это ого какой тренинг.
Да, можно заметить, что общение со сверстниками тут оказывается не главным. А потому что нет с ними там проблем. Дочь познакомилась с парой девочек из параллельной группы, сын - с мальчиком из своей. Дочь, кстати, в своей группе единственная девчонка. И тоже ничего, без проблем.
Почему я считаю, что одной этой секции достаточно, и что это лучше - чем "социализироваться" в школе? Потому что, когда на детей сваливается в школе целая гора странных и неприятных ситуаций - намного тяжелее с ними разбираться. Представьте, сколько нужно времени, чтобы их все обсудить! Я вспоминаю, как дочь мне рассказывала: а вот на этой перемене этот мальчик мне сказал вот это, и это и так, а на другой перемене мне девочка сказала вот то, а я так ответила, а она меня дурой обозвала (каконасмеетвообще!), а на уроке учительница то-сё, а все болтали и мне мешали отвечать, а потом вот это... ОМГ! И я должна каждую ситуацию с ней разобрать и научить, как реагировать или не реагировать о_____О. Я помню этот капец. Это нереально, даже если находится время вот так сидеть и говорить подолгу. А время находится далеко не всегда - надо ведь ещё уроки делать, надо ещё просто отдохнуть ребёнку, отключиться. Получается, что ребёнок просто психически перегружен всем этим, ситуаций столько, что даже запомнить, с кем как себя стоило бы повести - просто нереально; как-то что-то для себя классифицировать, это туда - это сюда, тоже невозможно. Ребёнок приползает домой с кипящей головой и глазами по полтиннику или на мокром месте, и всё, на что он способен - это тихо забиться в свою комнату, или закатить истерику с швырянием предметов, а на следующий день прийти опять в этот дурдом и кому-нибудь там по башке уже заехать от бессилия.
И ещё мне кажется, что общение, которое происходит в кружках и секциях, намного ближе по форме к тому, что мы имеем в нашей нормальной взрослой жизни. Вот небольшой коллектив, который собрался, чтобы вместе заниматься каким-то делом или чему-то учиться. У всех есть определённая сознательная цель. И если возникают какие-то попытки самоутверждения - они реализуются достижениями в этом самом общем деле, обучении. Потому что это ближе всего и логичнее всего, и так и должно быть. Здоровое соперничество.
А что в школе? Покажите мне хоть одного ребёнка, который ходит в школу с мыслью "я там знания получаю, учусь!". Школа - это очень странное место на самом деле, в котором дети плоховато вообще представляют, зачем они там. Просто потому что "так надо". Все так делают. В кружке, на секции - как правило большая учебная мотивация, интерес. И общение - с теми, кому интересно то же, что и тебе. В школе - ну сами представляете: класс состоит из совершенно случайных людей, с которыми у тебя может совсем не оказаться ничего общего, и у которых нет возможности самоутвердиться достижениями в некоем общем деле. Потому что стопиццот самых разных предметов трудно себе представить "общим делом". И отсюда вырастает всё, что мы наблюдаем - зверинец.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что "не в каждой школе так". Да, кому-то везёт, и учитель создаёт из разномастного сборища более-менее сплочённый и позитивный коллектив. И что? Бегать искать другую школу? Не так-то это просто, как показывает практика. По правилам ребёнка проще всего устроить в школу по месту жительства, во все остальные школы ребёнка примут, только если там есть свободные места после заполнения контингента теми, кто там живёт. И сколько так бегать? Сколько школ можно сменить, пока "повезёт"? Кроме того, перспектива таскать куда-то детей каждый день в общественном транспорте - это вообще какой-то запредельный трындец. Я этого не понимаю и не хочу.
Можно говорить о том, что, мол, "все через это прошли". Но тогда возникает простой вопрос - а нафига? И много ли это "всем" принесло пользы? Точка зрения, что ребёнок должен "хлебнуть по самое немогу" и в этом "закалиться" мне совершенно не близка. Нафига, если потом, в 18-20, ему всё равно придётся пересматривать все набранные в школе модели поведения и мировоззрение, переделывать и переиначивать под нормальную взрослую жизнь, а то и вообще чинить изломанное? Куда лучше, по-моему, если ребёнок вырастет спокойным и уверенным в себе, и потратит потом на этот этап взросления меньше времени и нервов. Не знаю, почему людям представляется, что если дети учатся дома и мало общаются - то они будут зашуганными и не будут уметь общаться. Как раз наоборот, я даже по своим вижу, что они - не боятся. Они же не ожидают от каждого сверстника сходу какой-нибудь гадости, как это привычно в школе, не думают о том, что сейчас за их счёт обязательно попытаются самоутвердиться, или о том, что самим надо как-то "себя показать покруче". С другой стороны, если они нарвутся на неадекват, на попытки унизить - это не ударит уже так сильно: если человек вырос с сознанием своей ценности, не так-то легко порушить его самооценку какой-то мелочью типа "а у меня айфон круче, а ты дебил" - пожмёт плечами да мимо пойдёт. Сможет ли это сделать школьник? Думаю, вопрос риторический.
Вот так я смотрю на вопрос социализации.