Сектанты времен социализма.

Oct 19, 2020 21:06

Весной 1966 года во Мценске произошел экстраординарный случай, неслыханный как для провинциального города, так и с точки зрения советского образа жизни. Сектантка Мария Р-ва кухонным ножом перерезала горло соседскому ребенку, и поговаривали, что в ритуальных целях.

Жители были в шоке (а кто-то испытал и подобие мистического ужаса), власти взяли уголовное дело на особый контроль. Даже редакция местной газеты «Ленинский путь» вынуждена была нарушить свою позитивно-лакированную повестку с победами в соцсоревнованиях и опубликовала статью «Святоша-убийца», в которой описывалась предыстория преступления.

По фактам, изложенным в статье, можно понять следующее.

(Из этических соображений я не называю здесь фамилии участников событий, но при желании их можно легко узнать).

Семья Р-вых жила на улице Тургенева, муж Марии Владимир работал на маслосырзаводе, сама Мария в свое время окончила ПТУ, ей было 32 года, она воспитывала семерых несовершеннолетних детей, самому младшему ребенку было полгода.

Ваня и Люба Р-вы, которые были учениками школы №4, обратили на себя внимание одноклассников своей замкнутостью, отчужденностью от коллектива. Ваня не носил пионерский галстук, а Люба - октябристскую звездочку, причину не объясняли, от разговоров уклонялись. Однажды на перемене Люба прибежала в учительскую и стала кричать, что все учителя - «антихристы» и «сгорят в огне»; так сказала ей мама. Одна из учительниц пошла домой к Марии Р., попыталась провести беседу, объяснить, что та калечит детей, но безуспешно.

Оказывается, для жителей Мценска не было секретом существование «реакционной общины баптистов-раскольников», к которым и примкнула новая «сестра». Всем были известны фамилии духовных лидеров мценской ячейки, принявших Марию. Сама она вступила в секту за четыре года до описываемых событий. Это произошло после того, как ее муж Владимир попал в аварию. Надежд на выздоровление было мало, Мария стала молиться, как ее научили, затем врачи поставили мужа на ноги, но сектанты уже успели внушить ей, что исцеление произошло благодаря их молитвам. Известная схема вовлечения в секту человека, оказавшегося в трудном положении.

Сообщалось, что Мария стала водить детей в молитвенный дом, запугивала их страшным судом, говорила, что, если дети до изнеможения не будут молиться богу, их ждет гнев господний. В один прекрасный день в школу №4 пришло письмо, в котором сектантка обвиняла учительницу в «страшных прегрешениях», грозила ей «карой божией»..

Квартира Р-вых на улице Тургенева была превращена в конспиративную; сюда являлись послы «баптистов-раскольников» из других городов и областей страны; здесь же хранилась различная литература, в том числе и «нелегальная» (не уточняется, какая). Мария Р., по утверждению автора статьи, специально купила мотоцикл, получила права и исполняла роль связной между сектантами-раскольниками из соседних местностей.

19 мая 1966 г. в четвертой школе состоялось заседание родительского комитета, на которую вызвали Марию Р. Обсуждалось, как она дошла до жизни такой. Помимо общих претензий в том, что мать не уделяла внимания детям, которые были грязными, оборванными, часто ненакормленными, были и более серьезные замечания, касающиеся вовлечения детей в секту.



Школа №4. 1960-е - 1970-е. Источник - Мценск history.

Родительский комитет потребовал от Марии Р. изменить свое отношение к воспитанию детей, прекратить их «обработку в религиозном духе». Планировалась еще одна встреча, чтобы продолжить начатый разговор, но она так и не состоялась.

23 мая 1966 года Мария Р. позвала к себе домой трехлетнего соседского Валеру М. и кухонным ножом перерезала ему горло. В этой истории на момент публикации статьи было много неясного, шло следствие, которое должно было ответить на все вопросы.

Если отбросить привычную идеологическую фразеологию «Ленинского пути» и антирелигиозные выпады автора, действительно понимаешь, сколько неясного в этой истории.

Во-первых, непонятно, кем там были по конфессиональной принадлежности эти «баптисты-раскольники». Может баптистами (разновидностей которых было великое множество), может евангелистами, может пятидесятниками, а может и еще кем угодно. Для Орловской губернии сектантство - не диковинка, именно здесь родился в начале XVIII века основатель секты скопцов Кондратий Селиванов. Конечно, в 1966 году во Мценске вряд ли вновь могли появиться скопцы, хлысты и им подобные, но и советский журналист под словом «баптист» мог понимать что угодно.

Во-вторых, безрассудными, однако, людьми были эти сектанты, учитывая существовавший государственный атеизм и различные кампании по борьбе с культом. Вспомним, что единственной действующей православной церковью во Мценске тогда, в 1966 г., была Петропавловская. Площадку, на которой еще за три года до этого, в 1963г., стояла колокольня бывшей Пятницкой церкви, разровняли бульдозером с планами построить здесь дом советов. Священники православной церкви вынуждены были получать регистрацию в Совете по делам религий. Поход в церковь/молельный дом мог привести к серьезным проблемам на работе/в институте/в школе. Регулярно устраивались антирелигиозные лекции, советский кинематограф выпускал фильмы о вреде «религиозного дурмана», причем акцент зачастую делался именно на сектах.



Кадр из фильма «Тучи над Борском», 1960, режиссер - В. Ордынский. В главной роли - Инна Гулая. Фильм о том, как пятидесятники вовлекли в секту десятиклассницу, а затем чуть ее не распяли «за грехи».

В-третьих, прямо удивительно, как под носом у бдительных граждан и советских чиновников процветала подобная структура. Когда Р-ву, по словам автора статьи, увезли в роддом, руководство мужа не посчитало нужным выделить ему людей для помощи по домашнему хозяйству. Однако, сектанты для этого откомандировали двух «сестер». Получается, муж с ними общался, наверняка и соседи были в курсе происходящего? Как же советское государство, в чем-то тоталитарное, не проявило себя? Конечно, шестидесятые годы XX века - не тридцатые, за религию не арестовывали и не ссылали, и все-таки поразительно, что никто не писал в соответствующие инстанции, а те не реагировали.

Можно представить, какой разгон получили мценские партийные боссы и все ответственные лица: на фоне коммунистического строительства, всеобщей идейной сознательности, борьбы с «пережитками прошлого» внезапно вырвался демон мценской Леди Макбет. Соседи Р-вой, коллеги по работе ее мужа, школьные учителя знали о том, что она сектантка, но никто из них явно не ожидал убийства, воспринятого многими как жертвоприношение. «Баптисты» открестились от Р-вой, уверяя, что их учение не одобряет ритуальные жертвы, и действовала она самостоятельно.

Сегодня можно предположить, что мотивы поведения Р-вой стоит искать в области психопатологии, и не исключено, что проблемы с психикой были у нее и до вступления в секту, хотя постоянные изнурительные духовные практики, «радения», безусловно, могли повлиять на их развитие.

Вообще, эта кровавая история, как бы цинично это не прозвучало, сыграла на руку официальной антирелигиозной пропаганде, дескать, вот, к чему приводит религия, неважно какая. «Свобода совести имеет две стороны: не только свобода вероисповедания, но и свобода борьбы против религиозного мировоззрения» - буквальная цитата из «Ленинского пути». Думаю, это - еще одна причина, почему публикация появилась в мценской газете, не жаловавшей подобные сенсации.

О финале этой истории из статьи мы ничего не узнаем - шло следствие - только высказывалось негодование автора по поводу «тлетворной пропаганды» сектантов и задавался закономерный вопрос, доколе можно это терпеть, учитывая, что все знали мценских «раскольников» поименно?

Старожилы сообщают, что народный суд приговорил Р-ву к расстрелу. Около дома культуры на улице Ленина, в котором проходил суд, собралась огромная толпа людей. Когда был объявлен приговор, люди стали аплодировать. Позже появились слухи, что приговор отменили из-за беременности Р-вой. Что стало дальше с ней и ее семьей - неизвестно. Не удивлюсь, что и мценские сектанты получили сроки за соучастие/вовлечение в секту.

Долгие годы после этого преступления мценские родители пугали своих детей «баптистами», которые «заберут тебя, если будешь плохо себя вести». Отношение к представителям «нетрадиционных» конфессий оставалось настороженным до 1990-х. Однако, подобных случаев в городе больше не происходило даже в девяностые, когда представителей разных конфессий, да и вообще, странных приезжих людей, появилось во Мценске без счета, а страна тогда впервые узнала о существовании оккультных сект.

Повторюсь, преступление Р-вой могло быть совершено на почве ее личной психопатологии, и, скорее всего, она не действовала по инструкции - сектантам проблемы точно были не нужны. С другой стороны, религиозный фанатизм может проявиться в любое время и при любом государственном строе.

[Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога ссылка на источник обязательна: Александр К., amchensk.livejournal.com.  Мой ВК: vk.com/id41266164.  e-mail: lektor_md@mail.ru]

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Источники.
Святоша-убийца. Г. Васильев. Ленинский путь. №86 (5337). 03.06.1966. Стр.3-4.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

мценск история, мценск 1966, мценск краеведение, мценск, мценск сектанты, мценск в 1960-е

Previous post Next post
Up