СВИДЕТЕЛЬ/ЖЕРТВА

Aug 26, 2013 11:56


Кто знает чуть больше, чем позволено многим, тот легко понимает, о чем идет речь из двух-трех слов одного сообщения. Посему, се - не некролог, их уже предостаточно, а попытка выразить смысл события и личности.



Я имел счастье быть знакомым с о.Павлом Адельхайм. Наша первая встреча имела место быть а марте 1989 г., хотя переписывался я с ним с конца 1987 г. через посредников. Вновь я с ним встретился уже в СПб в октябре 1991 г., и лично через меня он вел переговоры о переходе в РПЦЗ. (Вероятно, непосредственно связывался и с архиеп.Марком Германским.) Только, через лет 7 мы встретились вновь. В 2002 г. я неожиданно получил от него книгу с дарственной надписью, а в конце 2010 г. увидел в последний раз. Достаточно? - Нет, не достаточно. Ныне я сам понимаю сие, ибо сколько много можно было обсудить, что так и осталось умолченным из-за недомыслия и ложной щепетильности. Так бывает всегда: сожалеешь о не совершенном, когда нельзя изменить положение вещей. Воистину «еще не всё потеряно, пока не потеряно всё».
 Кем был о.Павел Адельхайм? Каков смысл его бытия и деятельности? Почему так завершилась его земная жизнь? Ответив на сии вопросы, мы поймем многое, и сможем получить верное решение. Итак, о.Павел Адельхайм принадлежал к ныне почти исчезнувшей прослойке церковных диссидентов еще советского периода. Нет смысла пересказывать его биографию, но она вполне героическая и ее обладатель может быть квалифицирован, как исповедник веры.
 Но каков background его деятельности? - Его кровь, его происхождение. Нет, о.Павел Adelheim - не потомок комиссаров, свинопасов, пролетариев и т.д. и т.п. Его жизнь была предопределена его предками. Его дед - Павел Бернгардович Адельхайм - владелец поместьями в Глуховцах и Турбово под Киевом казнен 29.04.1938 г. Отец - Анатолий Павлович - поэт и артист казнен 26.09.1942 г. Дед по материнской линии  Никанор Григорьевич Пылаев - полковник царской Армии. Сама мать Татьяна Никаноровна Адельхайм была репрессирована в 1946 г., а из ГУЛага переведена на поселение в Ак-Тау. Кем мог быть человек из «бывших» в СССР? Чьи предки имели благородную кровь, даже не русскую по происхождению? Некогда они стали православными, сохранив свои немецкие этнические черты. В советскую и пост-советскую эпоху сие стало равно аутентичной русскости на фоне ЧКистского ренессанса. Религиозный выбор предков определил жизненный вектор Павла Адельхайм: только так и не иначе.
 Необходимо приоткрыть одну грань личности о.Павла Адельхайм: он был не чужд Катакомбной Церкви. Хотя в официальной биографии нет четкого указания о том, кто и где крестил его,- что в прочем не удивительно в виду его служения в МП,- сам он знал, что был крещен иеромонахом Паисием (Вервиным), «иосифлянином» как он считал, в 1938 г. в тайной общине Ростова-на-Дону. Собственно, вся его семья (и многие родственники) принадлежала именно к «иосифлянам» еще до репрессий конца 1930-х гг. Не изменилось его положение и в Средней Азии, где он продолжал быть членом одной из общин и обучился церковному чтению и уставу. Тотчас после смерти Сталина среди катакомбной молодежи имелось движение по внедрению в МП, кою хотели изменить изнутри. Подобные мысли не новы, появлялись неоднократно, но не приносили благих плодов никогда. После неудачи в Киеве П.Адельхайм вновь переехал в Среднюю Азию. Здесь он был перед дилеммой: или возвратиться в «катакомбы», или действовать легально в МП. У него сохранялись связи с ИПХ как в Киеве, так и Средней Азии, но в 1959 г. он обратился за рукоположением к архиеп.Еромогену (Голубеву), прежде связанному с «даниловцами» и позиционировавшему себя как противника церковно-совдеповской бюрократии. В Узбекистане (г.Каган), и в ИТЛ он встречался с ИПХ. Уже после освобождения он продолжал кое-с-кем общаться, хотя ИПХ стали дистанцироваться. С 1972 г. с ним установили связь «секачевцы», а в 1973 г. его посетил Лазарь Журбенко, считавший, что о.Павел Адельхайм даст ему выход на аутентичного катакомбного архиерея. По мере вымирания знакомых ему ИПХ, сокращались и связи с Катакомбной Церковью. Однако, по его словам, еще в 1982 г. он переписывался кое с кем из архиереев.
 Ныне сие не принято вспоминать, но в 1990 г. появление РПЦЗ в СССР было воспринято просто с восторгом, ибо со свободной Церковью связывались серьезные надежды - по духовному, этническому, национальному, политическому возрождению населения. О.Павел Адельхайм разделял сей энтузиазм и в 1991 г. вел переговоры по переходу в РПЦЗ в качестве настоятеля прихода в СПб, с сохранением своей деятельности во Пскове. Правда, очень скоро, в 1993 г. он весьма разочаровался в РПЦЗ, справедливо предсказав ее соединение с МП в обозримом будущем. Он ждал предательства со всех сторон; и был прав в своем понимании процессов. В том же году он встретился с о.Епифанием (Черновым), с коим нашел не только общий язык, но общих знакомых. От него же он впервые услышал критические замечания по поводу РПЦЗ - не со стороны сергиан, а со стороны их непримиримых противников. В 2008 г. он писал, что МП распространила свои метастазы в РПЦЗ и теперь будущее настоящей Русской Церкви видится только в радикальном изменении всего и вся, без «мягких» вариантов, как того хотелось прежде.
На чем основывается авторитет?  На словах, на делах? - М.б., но, предполагаю, все-таки на самой личности, эманации коей влияют более, нежели слова и дела. Эйдос о.Павла был столь силен, что не оставлял нейтральных зрителей. Пользовался ли он авторитетом в МП? - Да, пользовался. Причем, в разнообразных кругах по политической ориентации или образовательному уровню. Для циничных безбожных попов он казался если не безумцем, погубившем свою жизнь, то просто врагом сервильного большинства.
 О.Павел Аделтхайм никогда не был пассивным наблюдателем, даже при определенным разочаровании за последние 20 лет. Именно посему он выступил с серьезными изследованиями, кои привели в бешенство верхушку МП. Но, вероятно, каплей переполнившей чашу терпения в Кремле (на Чистом переулке, прежде всего), явилось его участие в научно практической конференции «Реформация: судьба Русский Церкви в ХХI веке» с докладом «Права клириков и мирян в РПЦ МП» 21 сентября 2012 г. Не забудем, что одним из организаторов форума был небезызвестный С.Белковский, вскоре выступивший с программным заявлением по поводу ликвидации МП как единого бюрократического целого. Но программа по реформе существующей Русской Церкви содержит компонент права клириков и мiрян в контексте церковного Суда. А се есть тема о.Павла Адельхайм. Недаром его труд «Догмат о Церкви в канонах и практике» (Псков 2002), а также «Реанимация Церковного Суда: о теоретической невозможности Церковного Суда» (2010 г.), вызвали не просто гнев, но бешенство в МП, ибо сии изследования весьма точно ставили не только диагноз для МП, но и приговор: Советская Церковь - часть государства и по сути тоталитарная секта, получившая власть. О.Павел Адельхайм являлся одним из идеологов реформации существующей Русской Церкви. Следовательно, он являлся врагом МП, коя видела собственную экзистенцию совершенно в иной перспективе.
 Очень странное убийство. Нет, мы никогда не удивляемся убийству клириков МП, ибо сборища таких девиантных персонажей еще поискать надо. Мы помним убийства на гомосексуальной почве, убийство попа-драгдилера, убийства в криминальных разборках. Разве и ныне мало в клире МП лиц, легко могущих пополнить собой список криминальных сводок? Однако, убит «последний  свободный священник», как вдруг выразился Кураев. Очень странная история с убийцей. Независимые наблюдателя правильно заметили явные параллели с нашумевшим убийством о.Александра Меня, кое до сего дня так и сталось нераскрытым, кое свели к «антисемитизму» и т.д. и т.п. глупостям. Сокрытие подлинных мотивов убийства о.Александра Меня - есть аналогия позиции СК в деле по сокрытию подлинных мотивов по убийству о.Павла Адельхайм. (О сем укажем ниже.) Начнем с личности убийцы - некоего С.Пчелинцева. 27 лет, якобы сумасшедший, посланный в Псков для экзорцизма. Он окончил ВГИК, спокойно пил чай с о.Павлом в момент преступления, после чего попытался убить самого себя, проткнув легкое. Потом оказалось, что С.Пчелинцев из окружения Якименко и т.д. Однако, понимающие люди сразу отметили: «рукой убийцы кто-то водил». Что ж, всё понято правильно. Не надо никаких детективов, се - рутина спецслужб: подобрав психически слабого человека, его протестировали и закодировали на акцию, скорректировав память. Ничего особого, с данной практикой мы сталкивались неоднократно и не только в кинофильмах. Технология известна, лаборатории известны, кое-какие специалисты также известны по именам и званиям. Сюжет написан для идиотов. Но ныне их стало гораздо меньше, ибо возникло перепроизводство свободной информации и многое стало доступно. Пусть СК с подачи Кремля будет продолжать врать в отношении сего преступления. Понимающие люди должны сделать для себя выводы и противопоставить лжи - правду.
 Когда совершается преступление, то уместно прибегнуть к римскому юридическому обыкновению и поставить вопрос: Quo prodest? Ответив на вопрос «Кому выгодно?», мы решаем задачу и обнаруживаем виновных. В данном случае всё более, чем очевидно: смерть о.Павла была выгодна существующему режиму, в целом, и МП в частности. Вопрос должен быть конкретизирован: кто выступил заказчиком? Зная патологическую жадность МПшеых функционеров, остается сомнение в том, что они буквально организовали и проплатили полностью сию акцию. Интересно, что МП не особенно скрывает своего отношения к происшествию: так на официальном ее сайте убийство в Пскове обозначено было без упоминания имени священника! Хотя властям смерть оппозиционного священнослужителя весьма полезна, остаются сомнения в том, что инициатива пошла оттуда. Да, известно, что имя о.Павла Адельхайм значилось в особом списке лиц, подлежащих превентивным репрессиям. Более того, сей список - есть немного измененный документ советского времени, составленный 4-м отделом 5 Главупра КГБ СССР. Но почему именно сейчас внесудебный приговор приведен в исполнение? Каковы мотивы и аргументация? Понимая некоторые аппаратные игры в госсистеме, можно только предполагать с большой долей вероятности. Суть в том, что при изменении статуса тов.Гундяева (он же «Михайлов»), ныне высший уровень МП может выходить с определенными инициативами, необходимыми режиму. Смерть о.Павла Адельхайм была необходима, в первую очередь, Московской Патриархии, ибо на нем сходилось много нитей обще-оппозиционного движения и он собой представлял опасность бюрократическому единству Советской Церкви. Так что инициатива по исполнению имеет источником самый высший уровень МП, а исполнение производилось одним из специальных подразделений ФСБ. (Можем даже догадываться конкретно каким, ибо помним аналогичные ситуации.) В проводимой операции имелось согласование на всех бюрократических уровнях и должно было докладываться на самом верху. Сомнение вызывает только то, что се есть одиночное действие. Более вероятно, что идет исполнение по списку, согласно решению от 01.11.2011 г.
 Как уже отмечалось многими, налицо однотипность убийств о.Александра Меня и о.Павла Адельхайм. Есть некоторые параллели и в их биографиях. Не только то, что оба из церковных диссидентов не русского происхождения. Мало кто знает, что А.Мень был крещен в Катакомбной Церкви (у «даниловцев», община о.Серафима) и по-видимому оттого и сохранял свой свободный дух даже в МП. Убийство А.Меня имело очень взрывоопасную подоплеку для Международного отд.ЦК КПСС, ибо к нему попала чрезвычайно опасная документация. (Позже были ликвидированы все люди, хоть каким-то образом касавшиеся сего  мрачного дела.) Совершенно аналогично имеет место быть и с о.Павлом Адельхайм. На протяжении долгих лет к нему стекалась информация по преступлениям в МП, ибо люди доверяли его неподкупности и безпромиссности. Зимой 2012/13 года он получил, насколько нам известно, некие серьезные документы по чудовищным преступлениям МП и конкретных ответственных лиц РФ, курировавших ее. Связи о.Павла были обширны. К тому же в США проживает его дочь, что еще более усугубляло опасность. Теперь только можно предполагать, что именно послужило резоном к устранению столь существенного свидетеля. Вероятно, игры спецслужб и МП зашли в тупик и они имели оперативную информацию о желании обнародовать документы к сентябрю 2013 г. Для МП се - жизненно важное действие.
 Убийство о.Павла Адельхайм знаменует начало чистки всех оппозиционеров МП, кто каким-то образом не приемлется существующим ЧКистским режимом. Сие не удивительно, ибо МП - часть государственно-политической конструкции РФ. Более того, ныне Кирилл Гундяев занимает определенную позицию в Политбюро-2, отвечая за «идеологию», напуская «консервативный» имидж на неосоветский режим, и нуждается в свободной реорганизации МП из сталинского министерства в россиянскую госкорпорацию по оказанию ритуальных услуг. Иначе МП быстро маргинализируется и превратится в ублюдочный совковый заповедник, вызывающий презрение у всякого грамотного (и не очень) человека по обе стороны границы. В такой ситуации оппозиционеры как внутри МП, так и вовне ее, недопустимы. А лица, имеющие какие-либо ресурсы, просто опасны. Причем опасны уже не только для МП, но и для Кремля, т.к. Патриархия является неотделимой частью ЧКистского истеблишмента.
 Кто же следующий в списке жертв столь откровенной чистки? Сейчас не стоит гадать, хотя очертания вполне созерцания: любые диссиденты, хоть либеральных, хоть консервативных взглядов. Они не вписываются в новую реальность, опасны своими независимыми мнениями и представляют угрозу сергианскому континуитету МП. О.Павел сотрудничал с Г.Кочетковым - уже давно обозначенной фигурой ненависти, в роли «обновленца», «либерала» и, естественно, «жидо-масона». Уже несколько раз отрицательно освещался Георгий Свердлов, позволивший себе ныне комментировать смерть о.Павла,- он тоже на заметке. Не так давно убрали т.н. «ястреба» Д.Смирнова со связей с силовиками,- но только по одной причине: Кремлю опасны вооруженные люди, недовольные режимом, но со всякими идеями в головах. Г.Митрофанов однозначно «приговорен» за свою неодиссидентскую деятельность. Но и работы св.Тихоновского Университета становятся не столько ненужными, сколько вредными. Кого-то коснется «почисление за штат», в лучшем случае. Но те, кто каким-то образом простроил отношения с серьезными кругами в РФ или на Западе, являются мишенью для зачистки, их ждет печальная судьба - сюжет распишут ФСБшные профессионалы. И, естественно, зачистке подвергнутся все те, кто вне МП, но действуют на ее поле, как ее конкуренты или враги. О.Глеб Якунин - из той же среды, в буквальном смысле, что и о.Павел Адельхайм. И он - мишень с давних времен, в том числе даже в политическом аспекте. Нагнетающуюся ситуацию можно описать как начинающуюся чистку на «религиозном пространстве» (точнее, идеологическом и политическом), коя коснется таких категорий лиц, как инсайдеры, нонконформисты и альтернативщики. (Иногда вышеперечисленные категории взаимосвязаны, переплетаются или сотрудничают.) Разсуждая политически (по-тоталитарному, как ныне принято в Кремле) все они опасны для МП, т.е. для режима, коий она обслуживает и погибнет вместе с ним.
 Martyros переводится с греческого, как свидетель. Однако, в силу перманентных гонений еще в ранне христианскую эпоху сие слово несколько изменило свое значение, став обозначать мученика, т.е. жертву. В каком то смысле сие правильно, ибо Сам Христос - Свидетель Верный и Истинный - является не только Первосвященником, приносящим жертву, но и сам является жертвой заколения, кровавой жертвой. Оппозицию свидетель/жертва следует разсматривать не в контексте земных неправедных судов, где юридическая система обслуживает отнюдь не Божественные установления, а в проекции последнего Суда - Страшного Суда. Вот на сем праведном (а оттого Страшном) Суде жертвы гонений становятся свидетелями обвинения или защиты всех представляемых на него лиц. Получается так, что гарантией спасения и вечной жизни является пролитие собственной крови за Христа Спасителя, т.е. отдача своей земной жизни Тому, Кто ее даровал прежде. Итак, в христианском смысле victim обязательно становится witness, т.е. существует только один неразчленяемый victness.
 Я имею нерушимую надежду, что oculis nostris ultio sanguinis servorum tuorum qui effusus est (Пс.78:10). Как исповедника веры я признавал о.Павла Адельхайм пресвитером, согласно канонам Древней Церкви, а не в силу «рукоположения» в МП. Ныне я признаю его мучеником.
 Святый отче Павле, моли Бога о нас!
Previous post Next post
Up