Свидетельство Ксенофонта - очевидца и внимательного наблюдателя - особенно ценно, и если мы обратимся к его показаниям относительно приморских халибов, то убедимся в том, что они совершенно конкретны и, при всей своей краткости, чрезвычайно показательны. Пройдя землю моссинойков, расположенную на побережье к западу от Керасунта, греки пришли к халибам. «Халибы», - говорит Ксенофонт, - немногочисленны и подвластны моссинойкам и живут они преимущественно добыванием и обработкой железа.2 за Приморские халибы жили, следовательно, в совершенно иных условиях, чем халибы горные. Основным их занятием была металлургия. Это племя специализировалось на ремесле и получало средства к существованию путем обмена продуктов своего труда на продовольствие и одежду. Примером такой производственной специализации отдельных родов и племен с первобытно-общинным строем известно немало. Р. В. Шмидт в упомянутом выше труде привела много подобных примеров, заимствованных ею как из древних времен, так и из современности. В свидетельстве Ксенофонта важно отметить еще одно обстоятельство. Халибы, по его словам, находились в подчинении у соседнего племени моссинойков. Эти последние были могущественны и многочисленны.3 Они занимали значительную территорию и, полагаясь на свою силу, решились даже оказать сопротивление греческому войску. Давая довольно подробную характеристику этого племени. 4 Ксенофонт нигде не упоминает о его деятельности по обработке металла, а между тем тот же автор рассказывает о сношениях граждан Трапезунта с моссинойками. Сопоставляя эти данные с тем фактом, что одним из главных продуктов, экспортировавшихся греками из городов юго-восточного Причерноморья, было железо, мы получаем впечатление, что моссинойки эксплуатировали труд подвластных им халибов и сбывали полученный таким образом металл греческим городам.
-------
1 Об этих племенах см. главу 5.
2 Xeno ph., Anab., V, 5, 1.
3 О моссинойках см. главу 5.
4 Xenoph,, АпаЬ., V, 4.
Ха́либы (Χάλυβες, Χάλυβοι) - народ, живший в Малой Азии. Геродот перечисляет халибов в числе эллинских племён Малой Азии, подвластных Крезу, жили они у побережья Чёрного моря возле устья реки Галис (современный г. Самсун в Турции). Халибы явно были одним из потомков хеттской державы, в троянской войне они воевали на стороне троянцев. Халибам приписывалось изобретение технологии выплавки железа: от их названия происходит греч. Χάλυβας - «сталь», «железо». Аристотель оставил описание халибского способа получения железа: халибы несколько раз промывали речной песок их страны, добавляли к нему какое-то огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим. В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески, запасы которых встречаются по всему побережью Чёрного моря - эти магнетитовые пески состоят из смеси мелких зёрен магнетита, титано-магнетита, ильменита, и обломков других пород, так что выплавляемая халибами сталь была легированной, и, видимо, обладала высокими качествами. Такой своеобразный способ получения железа не из руды говорит о том, что халибы, скорее, открыли железо как технологический материал, но не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды, добываемой в копях. Климент Александрийский в своём энциклопедическом труде «Строматы» (глава 21) упоминает, что по греческим преданиям железо было открыто на горе Иде - так называлась горная цепь возле Трои, напротив острова Лесбос (в Илиаде она упоминается как гора Ида, с которой Зевс наблюдал за битвой греков с троянцами). В хеттских текстах железо обозначается словом «раr-zi-lum» (ср. латинское «ferrum» и русское «железо»), и железные изделия употреблялись хеттами примерно с начала второго тысячелетия до нашей э
В хеттских текстах железо обозначается словом «раr-zi-lum» (ср. латинское «ferrum» и русское «железо»), и железные изделия употреблялись хеттами примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры. Например, в тексте хеттского царя Анитты (около 1800 г. до н. э.) говорится:
Когда на город Пурусханду в поход я пошёл, человек из города Пурусханды ко мне поклониться пришёл (…?) и он мне 1 железный трон и 1 железный скипетр (?) в знак покорности (?) преподнёс.
Кроме того, халибы добывали золото и серебро. Среди окружающих народов они слыли мастерами кузнечного дела, и имели большое уважение, так что по их названию сложились некоторые имена: например, в Библии упоминается Халев (Калеб) из колена Иуды - участник исхода евреев из Египта, бывший активным сторонником и лазутчиком Моисея (Чис.13:7, Нав.15:13). В Сирии был широко известен крупный город Халеб (Алеппо), построенный хеттами. От черноморских халибов отличны халибы, жившие восточнее и называвшиеся у древних писателей также халдеями (это лингвистическая путаница), которые несколько отличались от вавилонских халдеев и армено-халибов.
Моссинойки держали своего царя в заточении на вершине высокой башни, с которой ему после избрания не разрешалось спускаться. Оттуда он вершил суд над народом. Но если он чем-нибудь прогневил своих подданных, в отместку те на целый день прекращали поставку продовольствия, были случаи, когда царь умирал голодной смертью. Правителям аравийской страны пряностей Сабеи, или Шебы, запрещалось покидать пределы дворца; в противном случае толпа забрасывала их камнями до смерти. К окну на вершине дворца была приделана цепь; и если кто-то считал, что с ним поступили несправедливо, он дергал эту цепь; услышав звон, правитель впускал его и выносил приговор. * Моссинойки, обитавшие близ южного побережья Черного моря (западнее Трапезунда), не раз упоминаются в античных источниках. Название народа буквально означает "обитатели башен", что напоминает об обычае, еще недавно сохранявшемся среди народов Кавказа, строить сторожевые и жилые башни. Си.: Ксенофонт. Анабасис. М-Л., 1951, с. 135-139, 277.
Попробуйте угадать, где эта башня сохранилась?
Синопа и Амис в составе Понтийского царства
Значительные изменения в общей обстановке произошли в этом районе и в отношении расселения там местных племен. Во времена Ксенофонта между Трапезунтом и мысом Ясонием обитали четыре племени: колхи, моссинойки, халибы и тибарены.
Страбон уже не застает в этом районе колхови моссинойков. Он дважды упоминает о том, что в его время близ Трапезунта и Фарнакии жили халдеи (т. е. халибы) и тибарены,1 и рядом с ними называет еще сакков, ранее, по его словам,именовавшихся макронами. Таким образом, ко времени Страбона из рассматриваемого района исчезли колхи и моссинойки, остались в нем халибы и тибарены и вновь появились сакки, которые, если верить отождествлению их с макронами, во время похода греческого войска Ксенофонта обитали много южнее, на расстоянии двух суток пути от Трапезунта. У нас нет никаких указаний на причины, повлекшие за собой эти перемены. Нельзя предполагать, что моссинойки и колхи ассимилировались с соседними племенами. Невидимому, имело место добровольное или вынужденное переселение. Судя по рассказу Ксенофонта, колхи, жившие у Трапезунта, были во вражде с макронами, а во времена Страбона макроны занимали Трапезунтский район, колхи же обитали тогда значительно далее на восток, примерно на границах Колхидской низменности.-Возможно, что оставление колхами района Трапезунта произошло вследствие военных столкновений между ними и макронами. Что же касается моссинойков, то они, судя по словам того же Страбона, тоже переселились на восток, в высокогорный район Скадизи, находящийся к востоку от Париадра. Страбон описывает образ жизни этого племени, которое носило теперь название хептакометов, и отождествляет его с ксенофонтовскими моссинойками.3 Во времена Ксенофонта мос-
синойки занимались преимущественно пастушеским скотоводством и потому не были тесно связаны с прибрежной полосой, богатой рудными месторождениями. Вероятно они покинули прежние места в результате каких-нибудь потрясений, которые могли иметь место в связи с частыми сменами верховной власти в период войн между диадохами, когда прибрежная полоса входила сначала в царство Ариарата I, затем досталась Евмену, после него Лисимаху, еще позже поделена была между Фарнаком и Малой Арменией и, наконец, перешла в руки Митридата Евпатора. Моссянойки не подчинились Митридату Евпатору, так как древние историки не упоминают отрядов моссииойков среди войск понтийского царя, тогда как они неоднократно называют входившие в состав армий Митридата воинские соединения, состоявшие из тибаренов и халдеев-халибов. Весьма интересен тот факт, что из прежнего населения этих районов продолжали сидеть на своих местах те два племени, которые, согласно древней традиции, занимались главным образом добычей и обработкой металла, - халибы и ти-барены. Уход в другие местности грозил разрушить их веками сложившийся хозяйственный уклад. Поэтому они предпочли остаться на насиженных местах и продолжать прежнюю деятельность, хотя и в новых условиях, в качестве подданных понтийского царя. Страбон описывает условия их жизни следующими словами:2 «Современные халдеи в древности назывались халибами, и Фарнакия построена на их территории. На море она (Фарнакия, - М. М.) имеет возможность производить улов пеламиды, первый лов которой производится в данных местах, а на суше она обладает рудниками, в настоящее время только железньши, но в прежние времена дававшими также серебро. Вообще говоря, береговая полоса в этих местах очень узка, так как горы, богатые рудными месторождениями и лесами, поднимаются непосредственно над ней, и лишь небольшие участки ее обработаны. Но для горняков имеется возможность зарабатывать себе пропитание путем обработки руды, а для тех, кто трудится на море, - путем ловли рыбы, особенно пеламиды и дельфинов». Фарнакия находилась, с
Серебряный сосуд с надписью на эламском языке. 3-е тысячелетие до н.э.
https://yeolka1.livejournal.com/401524.html https://yeolka1.livejournal.com/401524.html https://varandej.livejournal.com/1097938.html https://varandej.livejournal.com/1097938.html