A
lion hunt by an Amazone who has just wounded a lion From Yakto near Harbiye, second century AD Особенно интересна тема про зонтики... Амазонка, охотясь на льва, охраняется от солнца зонтиком, который держит другая женщина.
И вообще со львом не все понятно. "Убитый" лев лижет себе лапу?
По словам Ибн Хаммада, солнцезащитный зонт был внешним атрибутом власти, отличавшим фатимидских халифов от остальных правителей ( Historie des Rois ´Obaidides ( Les Califes Fatimides) par Ibn Hammad. Alger, Paris, 1927, стр.14). О том, какое значение имела должность сахиб алмизалла, свидетельствует следующий фрагмент Ибн ат-Тувайра: "Это (должность сахиб ал-мизалла) - одна из высших должностей. Человек, ее занимающий именуется хамил ал-мизалла (носитель солнцезащитного зонта). Он является знатным эмиром и имеет старшинство и высокое положение, ибо носит то, что помещается над головой халифа"( Ал-Калкашанди. Субх ал-А´ша фи Сина´ат ал-Инша. Каир, 1913). С солнцезащитным зонтом фатимидские халифы не расставались; один слуга-саклаби держал такой зонт над головой имама ал-Мансура даже во время битвы. Интересно, что когда в 1013 году халиф ал-Хаким устроил принесение присяги своему сыну, тому были переданы все регалии за исключением зонта.
"... текст Милинда-паньха (второй век до н.э.) дает кое-какие отрывочные указания, но они не могут быть обобщены и распространены и на Бактрию, так как Менандр, осуществляя власть в Индии и опираясь при этом в значительной мере на местное население,8 едва ли ломал местный распорядок жизни, подчиняя его тому строю, который царил в Бактрии. Этот текст упоминает прерогативы шести приближенных к Менандру вельмож, по положению своему резко отличающихся от остальных вельмож, а именно: верховного начальника войска, первого министра, главного судьи, начальника казны, носителя парадного зонтика и носителя парадного меча. Функции этих вельмож напоминают в известной мере существовавший в Иране и при Аршакидах в Армении институт семи знатнейших вельмож, глав наиболее знатных родов, несших наследственно обязанности военачальника Ирана (Эран-спахпат), главного везира (вазург-фрамадар), творившего суд верховного жреца (магупатан магупат), начальника казны (амбаракпат), венцевозлагателя и возлагателя царских регалий. Эти вельможи при дворе Менандра были освобождены от податей.5
В этом же тексте упоминается „владыка деревни", созывающий всех сельчан через глашатаев, на зов которых приходят только главы дома или семьи, но не являются „рабыни и рабы, рабочие, слуги, землепашцы, больные, быки, буйволы, овцы, козы и собаки, которые все ве счет н идут".6 Анализ всех этих терминов и сопоставление указаний Милинда-паньха с данными других источников могли бы, и то только в известной мере, осветить социальный облик государства Менандра. Для Бактрии и других связанных с нею областей источники подобных сведений не дают." (К. В. ТРЕВЕР, ПАМЯТНИКИ ГРЕКО-БАКТРИЙСКОГО ИСКУССТВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР 1940)
A third century B.C.E. plaque shows Cybele and Nike, with iconography from Greece, Persia, and Asia Minor.
С.В. КиселёвДревняя история Южной Сибири// МИА № 9. М.-Л. 1949, 364 с.Часть вторая. Гунно-сарматское время.
Глава VII. Таштык на Енисее.
4. Склепы Уйбатского чаатаса.
Предметы культа.:
"Зонты были особенно характерны для инвентаря таштыкских склепов на Уйбате.
Назначение уйбатских зонтов может быть понято из китайского церемониала. С давних времён зонт, более или менее роскошно украшенный золотом, шёлком или парчой, бусами и султаном, служил в Китае знаком власти. Представители различных рангов гражданской и военной администрации обычно появлялись в сопровождении носильщиков зонта положенного вида.
Кроме того, известно, что китайские императоры с давних времён вручали церемониальные зонты предводителям варварских племён, вступившим в союзнические отношения с Китаем. Поэтому неудивительно, что остатки церемониального зонта оказались в инвентаре ноин-улинских курганов, под которыми покоились представители высшей знати восточных хуннов, уже подчинившихся в I в. силе Хань. Уйбатские зонты, несомненно, имели то же церемониальное назначение. И даже если они были сделаны на Енисее и только подражали китайским, [255] они всё же убедительно свидетельствуют о принадлежности тех, перед которыми их носили, к высшему слою, к знати таштыкских племён. Варварская племенная аристократия, естественно, перенимала церемониал представительства у китайцев или у китаизировавшихся хунну. Так появились на Енисее церемониальные зонты - признак усиления власти, силы и независимости от соплеменников знатных людей таштыкских племён. Находки зонтов окончательно позволяют видеть в уйбатских и аналогичных им склепах усыпальницы таштыкской племенной знати. Во время пышных похорон её представителей погребались, наряду с вещами и животными, также и подчиненные люди, вероятно рабы, сожжения которых резко отличаются своей бедностью и отсутствием какого-либо признака бережного отношения к праху."