Амазонки в Галилее

Jan 09, 2013 12:02





Мозаика из Ципори ( Израиль)

Немножко из истории Ципори - древней столицы Галилеи

( «И почему назван он именем „Ципори“? - потому что сидит на вершине горы, подобно птице» - Талмуд, Мегила 1)

В Нижней Галилее, на перекрёстке двух важнейших дорог древности - Via Maris и дороги, соединяющей Иорданскую долину (и Тверию) с побережьем Средиземного моря (и с Акко), в южной части долины Бейт-Нетофа находится совершенно потрясающее место, уникальное во многих отношениях - древний город Ципори.

В аналах истории, Ципори впервые упоминается в 103 году до н.э. во времена Александра Македонского. Но по данным археологов, люди жили на этом месте ещё примерно на 600 лет раньше.

В 66 году до н.э. когда в Галилее полыхало восстание против римлян, жители Ципори заключили мирное соглашение с Римом и не участвовали в восстании, благодаря чему город был сохранён. Запомним это факт.

Где-то в период Хасмонеев Ципори стал административным центром Галилеи, но не сильно большим центром. Такой славный провинциальный городок на холме. Не очень повлияло, видимо, и то, что в 57 г.до н.э., в соответствии с реформой Габиния, Ципори стал считаться столицей Галилеи со своим, практически независимым, Синедрионом. Большую часть населения составляли евреи, хоть и довольно много других всяких-разных там еще тоже жили.

Здесь чтобы лучше понять происходящие события обратимся к биографии известного Библейского героя, присутствие которого отмечено и в этом городе.

Ирод Великий, основатель династии, родился в южной Палестине в 73 до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев, которая происходила из жреческого рода Маккавеев, который возглавлял в 168-164 до н.э. успешное восстание иудеев против царя Сирии Антиоха IV Эпифана из греческой династии Селевкидов.

Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан (правил в 134-104 до н.э.) принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай (103-76 до н.э.) назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. Происхождение Антипатра неизвестно, скорее всего, он родился в Аскалоне. Его сын, также носивший имя Антипатр, был отцом Ирода.

Во время решительной схватки между Октавианом и Антонием за господство в Риме Ирод, несмотря на вражду к нему Клеопатры, поддерживал Антония!!!. После поражения Антония в морском сражении у Акция на западе Греции в 31 до н.э. Ирод открыто признался, что держал сторону проигравшего, и просил победителя Октавиана помнить «не о том, чьим другом он был, но каким хорошим он был другом». Октавиан, которому предстояло стать императором Августом, сохранил за Иродом его царство и дважды, в 22 и 20 до н.э, увеличивал его владения, так что царство Ирода включило в себя не только Палестину, но и части нынешней Иордании к востоку от Иордана, а также южный Ливан и часть Сирии. Ирод свел дружбу и с первым министром Августа Агриппой. При жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала.

К несчастью, была в его характере и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Молодым человеком он женился на Дориде, от которой имел сына Антипатра, которого потом сам лично убъет. Сделавшись царем, Ирод решил с ней развестись и жениться на хасмонейской принцессе Мариамне, славившейся своей красотой внучке Гиркана II. Этим он надеялся примирить с собой Хасмонеев, но женитьба только усилила вражду. Мать Мариамны всячески ему противодействовала, точно так же поступала и сестра Ирода Саломея (не следует путать ее с библейской Саломеей, которая была его внучкой). В конце концов Ирод истребил практически всю семью - деда Мариамны, престарелого Гиркана II, ее брата, который был по ее же настоянию сделан первосвященником, но своей популярностью возбудил подозрения Ирода. Погибла и сама Мариамна (в 27 до н.э.), поскольку Ирода заставили поверить в ее неверность, и хитроумная мать Мариамны, а под конец и сыновья Ирода от брака с Мариамной Александр и Аристобул (в 7 до н.э.), обвиненные в подготовке переворота.

Великий царь Иудеи покровительствовал Олимпийским играм и даже сделался их распорядителем. Невозможно отрицать, что отчасти причиной этих благодеяний была страсть царя к показной роскоши, которую он не мог вполне удовлетворить в Иудее из страха оскорбить ортодоксальных иудеев. С другой стороны, Ирод выступал в качестве покровителя иудейских общин в соседних странах и с этой целью делал все возможное, чтобы угодить господствовавшим там язычникам.

Кроме Дориды и Мариамны, у Ирода было еще восемь жен, от шести из которых имелись дети. Всего у Ирода было четырнадцать детей.

Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. В ходе подавления попытки мятежа Ирод оказался вовлечен в конфликт со своими восточными соседями, и эта ссора навлекла на него неудовольствие Августа. Отношения в семье становились все более запутанными. Ирод трижды менял завещание и в конце концов лишил наследства и казнил своего первенца Антипатра. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает состояние полной деградации. Последнее завещание Ирода предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями: Архелаем и Антипой, рожденными Ироду его шестой женой, самаритянкой Мальтакой, и Филиппом, его сыном от Клеопатры из Иерусалима. Архелай становился царем Иудеи, а Антипа и Филипп должны были разделить в качестве тетрархов прочие владения отца.

Как сообщило 26 января агентство новостей United Press Association, исследователь из Вашингтонского университета доктор Ян Хиршманн в ходе проведенного исследования раскрыл тайну смерти библейского царя Ирода.
Проанализировав информацию, содержащуюся в древних текстах, и в первую очередь - в записях историка Иосфа Флавия, относительно симптомов болезни царя Ирода, Хиршманн сопоставил полученные сведения с данными, известными современной науке, и пришел к выводу: царь Ирод помер в следствие хронического заболевания почек и... гангрены полового органа.
Хиршман установил, что в последние дни перед наступлением смерти, царь Ирод мучался от страшного зуда, проблем с желудком, удушья, внезапных и сильных конвульсий.
При этом четко прослеживаются симптомы, характерные для редкого инфекционного заболевания полового органа, известного науке как гангрена Фурнье.
(Ежегодно проводимая Конференция по вопросам клинических патологий в Балтиморе, ставит целью исследование причин смерти выдающихся и известных исторических личностей.)

Дак вот, расположение Ципори очень понравилось Царю Ироду, и, став правителем Галилеи, он сделал этот город своей столицей.

После смерти царя в 4 г.до н.э. в городе вспыхнуло восстание под руководством Иегуды бен-Хизкия - Знаток и учитель Торы, потомок тех галилеян, которые были обращены в иудаизм Хасмонеями, отец небезызвестного Иоханана из Гуш-Халава, он был известен своей непримиримостью. Во главе верных ему людей он ворвался в царские арсеналы, разграбил их и вооружил своих сторонников. Бунт был подавлен Варом с чудовищной жестокостью, многие горожане убиты, другие - обращены в рабство.
С тех пор город, хотя и сохранял лояльность к Риму, приобрел особый еврейский колорит.

Память об этой трагедии была ещё очень свежа, вероятно, когда в 67 г.н.э. горожане должны были решить, что им делать: присоединится к Великому еврейскому восстанию, или отказаться в нём участвовать. Было выбрано второе. Город открыл ворота перед войсками Веспасиана. Беспрецедентное решение! Город не языческий, наподобие Бейт-Шеана (Скитополиса), но - еврейский! Сдаётся без боя! Называет себя Эйранополисом - «Городом мира»!!!

Ципори действительно был центром и мегаполисом в Галилее. Но почему именно Ципори был выбран центром еврейской жизни? Потому что в Ципори евреи не оказывали особого сопротивления римлянам, а наоборот, поклялись в верности новому правителю. Во втором столетии, когда Ципори стал на Диокесарией, он стал и центром еврейской мысли. Римляне построили здесь свои развлечения: амфитеатр для боев гладиаторов, ванны, церкви и храмы. Евреи же возвели синагоги ( точнее они устроили синагоги на местах более древних храмов).

В 4-м веке нашей эры Ципори вошел в состав Византийской империи. Позже город постоянно переходил из рук в руки от одних иноземных захватчиков к другим. Сначала его завоевали арабы, потом крестоносцы, затем снова арабы и, наконец, пришедшие им на смену турки-османы.

В византийский период здесь было построено много новых зданий, часть из них на развалинах римских построек, среди них церковь и дом “Праздника Нила”.



Бог реки Нила. Мозаика Ципори.

Если кто не видел изображение этого бога, то будеи сильно удивлен, когда узнает, что этот бог изображен женщиной с явными половыми признаками. Бог Нила сидит на гиппопотаме, из пасти которого вытекает река. Скорее всего бог Нила - это гипопатам :))

Еще обратите внимание, что в руке у него( ? ) присутствует рог изобилия и вверху слева надпись полустертая на греческом языке.

Теперь несколько слов о мозаиках вообще. Несмотря на то, что искусством инкрустации владели люди в незапамятные времена, началом мозаики, как таковой, считаются IV-III вв.до н.э. Эллада. Потом - Египет, Рим. Само название - «мозаика» - происходит от понятия «служение музам». На иврите мозаика называется «псифас» - от слова «пас», «полоса».( Это я поясняю, чтобы было понятнее, что к изготовлению мозаики древний еврейский народ не имеет отношения).

Вплоть до V-VI вв. использовались только камни естественной окраски, невероятное торжество красок и оттенков - это искусство подбора и прекрасное знание геологии! Лишь позднее стали добавлять смальту из непрозрачного стекла, преимущественно, синего и золотого, но это уже - не про Ципори.

Такую концентрацию мозаичных полов, пожалуй, трудно объяснить только богатством жителей. Поэтому в последнее время у археологов возникла версия, что в Ципори, возможно, жили мастера-мозаичники.

Поэтому во множестве синагог 4-6 веков - мозаичные полы. И даже - о, ужас! - Зодиак в центре этих полов. С языческим Гелиосом на колеснице. Более того: поскольку к этому времени архитектура церквей и синагог стала почти неотличимой, археологи идентифицируют синагоги, в отличие от церквей, зачастую именно по Зодиаку! С Гелиосом или без него!!!

В отличие от знаков зодиака, найденных в мозаиках из синагог Хамат Тверия и Бейт Альфа, в мозаике Ципори нет фигурки греческого бога солнца Гелиоса, правящего колесницей.


Мозаики Ципори. Зодиакальный круг в синагоге

всадницы, мозаика, средневековье, зодиак, Ципори, Галилея, амазонки, Израиль

Previous post Next post
Up