«А ни съездить ли мне в Воронеж на прострелы», - подумал Алексей, отпил чай из чашки, закутался в плед и задумался. Чай приятно прогревал изнутри, а деревянная чашка грела руки. Мысль, мелькнувшая в его голове, словно мимолётный свет маяка, была заманчивой и очень даже волнующей, но главное укладывалась в принятую им концепцию - посещать одни и те же места съёмки несколько раз (по возможности конечно - на Камчатку вот, увы, не получилось пока).
На съёмку прострелов или по-другому сон-травы Алексей ездил в прошлом году в компании друзей. Тогда всю съёмку «испортила» гадюка, случайно вылезшая из-под коряги. В итоге цветы были забыты, а фотографы снимали змею. Тем не менее, Алексей был доволен результатами поездки, но многое требовало доработки.
1.
Сделаем отступление. Концепция позволяла быстро намечать планы на несколько лет. Ездит Алексей в одно место, ну и будет он туда ездить ещё несколько лет. Вот тебе и планы. Особенно это удобно в случае, когда новых мест съёмки не предвидится, а дома сидеть Алексею конечно приятно, но под ложечкой ноет, на прогулку тянет. Съездил Лёха в знакомые места - и спокойно, и приятно, и результат (в плане объектов съёмки) вполне себе предсказуем. При этом поездка часто проходит в компании друзей. С ними Алексею и съёмка веселее, с ними и в кафешке приятно провести время, вспоминая былое и радуясь, что у них всё хорошо и можно спокойно жить дальше. А может он ездит ради этого, а фотография так, повод?
2.
На съёмки компания всегда выезжала рано утром. Солнце только показывалось из-за горизонта, мягкий свет, тишина, покой. Все ехали снимать первоцветы, но ещё больше было желание встретить полюбившуюся хладнокровную красавицу.
3.
Ещё с прошлогодней поездки Алексея постоянно посещали идеи, которые он хотел бы воплотить в жизнь в случае повторной встречи со змеёй. Как это обычно бывает, разбирая материал, с тоской смотришь на отснятые кадры и понимаешь, что не отснял объект полностью. Как в диаграмме зависимости интеллектуальности высказывания от расстояния до котика - чем ближе котик, тем фразы становятся проще и банальнее - «О! Котик!» Так и в съёмке, Алексея вечно преследовало «проклятье котика».
4.
5.
С гадюкой не повезло. Брёвен, где она так ловко пряталась, уже не было, также как всех тех поваленных прошлогодними бурями деревьев. Вывезли всю древесину. На когда-то существовавший бурелом указывали ровные, словно линии магнитного поля, слои гниющих опилок, лежащих рядами на месте могучих сосновых стволов.
6.
Большая пустая проплешина производила на Алексея грустное впечатление. Бурелом заполнял пустоту, делал лес в некотором роде живым. Между поваленных деревьев росли куртины сон-травы, прыгали мелкие лесные птицы, ползали змеи. Поваленные деревья убрали, цветы потоптали, место стало пустым. Но, несмотря на это, часть цветочных куртин уцелела.
7.
«Теперь-то можно и поснимать», - подумал Алексей и пошёл выбирать подходящую куртину для съёмки. Компания разошлась. Работа над новым материалом потекла в привычном русле. Чуть позже к компании любителей поваляться на земле с фотоаппаратом в руках из Москвы присоединились любители поваляться на земле с фотоаппаратом в руках из Воронежа.
8.
Цветы, цветы, цветы. Почему цветы, Алексей? Цветы не летают и не бегают. Цветы всегда на одном месте, колышутся с ветром, вторят ему. Зачем ездить и снимать одно и то же ежегодно?
9.
На самом деле всё дело в глубине, в степени погружения в окружающую среду. Можно прыгать с места на место, бывать в самых экзотических уголках, не задерживаясь надолго, снимая спонтанно всё, что видишь. Такой способ восприятия реальности Алексею не подходил. Он говорил, что понять место можно только тогда, когда оно тебе надоест, когда оно будет тебе в тягость, будет скучным и совершенно не желанным. И вот тогда ты прикоснёшься к нему, оно раскроется и покажет себя.
10.
Всё произошло неожиданно. Случайно его голове замкнуло какие-то нужные контакты. Сознание захватило Алексея в свой бурный поток и поволокло по камням образов. Идеи приходили одна за другой, они наваливались друг на друга и пищали, чтобы их пропустили вперёд. Он не успевал рассматривать их в голове, не успевал отбирать идеи и сортировать по значимости. Просто отдался потоку и снимал всё, что приходило в голову.
11.
В процессе съёмки не было времени смотреть на результат, так как очередь идей настойчиво требовала выхода. Ревущая первозданная энергия требовала срочного экспонирования в реальность.
12.
Но вот Алексей почувствовал, что давление потихоньку начало спадать, не успевшие реализоваться идеи стали мутнеть и растворятся в мыслительном шуме, лихорадочность творчества спала и сменилась какой-то опустошительной усталостью.
13.
Но даже ей нашлось место в безграничной реке творческого процесса. Оторвавшись от прострелов, Алексей наконец-то «правильно увидел» сосновый лес. Он тут был в прошлом году, но схватить образ леса у Алексея не получилось, всё отснятое полетело в корзину. Но теперь всё стало так просто. Как он раньше до этого не додумался. Он схватил камеру, штатив и бросился в сосновый лес.
14.
Минут через десять он сделал свой последний кадр и точно знал, все последующие в этот день не будут иметь смысла. Съёмка закончилась. После внутренней бури предстояло пережить полное опустошение. Анализировать отснятое он будет потом. Должно пройти время. Так взгляд на материал будет более объективным.
15.
Алексей застегнул последние молнии, собрал и пристегнул штатив. Мысленно попрощался с лесом и пошёл к поляне, где его уже ждали друзья.
Впереди была дорога домой.