Никогда не рвался в музеи. Хотя, тут надо сказать по-другому - в своей нынешней жизни мне лениво ходить по музеям, уж лучше дома посидеть, особенно когда есть Far Cry 4. А вот в детстве меня особо не спрашивали, и я ходил туда, куда меня вели. Так как мой отец постоянно мотался по командировкам в Ленинград и постоянно брал меня с собой, музеи были преимущественно ленинградские. За свои детские годы мне пришлось посетить большинство музеев северной столицы и её окрестностей. Может быть поэтому сейчас я всячески увиливаю от походов по музеям - в детстве насмотрелся, тем не менее несмотря на Far Cry 4 и некое пока ещё потенциальное желание поглядеть на Eve Online, я загорелся желанием посетить
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова, и оно во мне уподобилось хоббитам, несущим кольцо к Ородруину. Это была долгая и кривая дорожка.
Прошу прощения за фотографии, забыл технику дома и снимал тем, что было под рукой - телефоном (и в Питере тоже).
Фотография не моя, взял с сайта музея
Стоит отметить, что при всём разнообразии музеев города Ленинграда, мне больше всего нравился тамошний Зоологический музей. Оно и понятно. Я никогда не интересовался брюликами, золотом, чем-то дорогим и вычурным, поэтому различные Петродворцы, Эрмитажи, Исаакиевские соборы мне не запомнились. Да, несомненно скульптуры, картины, барельефы являлись бесценными произведениями искусства, но для маленького мальчика, не знающего исторической хроники и определённых моментов жизни взрослых людей, всё это становилось скучным. А вот в зоологическом музее было почти всё ясно и понятно, особенно для того, кто носил домой всё живое и перечитал все полки с "биологической и археологической" литературой в заводской библиотеке, а потом в период младших классов и в школьной библиотеке.
В прошлом году поехал в Питер на открытие итоговой выставки Золотая Черепаха. И конечно, пока гуляли по Питеру шайкой макроклубовцев не преминули зайти в тот самый музей из моего детства, в котором ничего с тех пор не поменялось.
С постаментов, похожих на полки советских универмагов смотрели грустными глазами чучела тюленей и других зверей. Всё та же яркая цветная плитка, словно из общественных душевых или туалетов.
Скелет кита был всё ещё так же величествен как и тогда.
А дальше в залах чучела, чучела, чучела и коллекции наколотых насекомых. Осматривая экспозицию, я отчаянно пытался найти то самое ностальгическое чувство, но вместо него было лишь равнодушие с сарказмом. Особенно оно усилилось на втором этаже на входе в небольшую комнатку с вывеской о кровожадных адских тропических тварях, которых можно подержать в руках (за скромную денюжку) - очередной развод для неосведомлённых граждан в виде обычных палочников, тараканов и нетоксичных для человека птицеедов. Ответ на ностальгический запрос возвращался в неизменном виде not detected... not detected... not detected...
Осенью прошлого года посетил свой любимый фотобанк, куда по привычке отношу свои фотографии. Вадиму нужно было закончить кое-какие дела, поэтому дал мне от скуки и ожидания альбом о музее, сами понимаете, им. Орлова. Я конечно и не знал о существовании такого музея, да и особо никогда сам не интересовался. Но тут прямо удар в самое сердце. Я смотрел на трилобитов, белемнитов, брахиоподов, на зубы и кости динозавров, и вдруг я снова маленький мальчик, с дрожью в руках открываю большущую книгу в суперобложке (с аммонитом на всю обложку) - прямой перенос в детство.
И восьмого числа, в этот четверг, удалось вывести семью в искомый музей. Я залип сразу же в первом зале, жена с детьми рванули куда-то вперёд. Время остановилось. Я дочитывал что-то про простейших, и вдруг меня уже тянут за рукав - это ребёнок подталкивает и говорит, что всю выставку 2 раза обежали и всё посмотрели. Пришлось прерваться и по-быстрому оббегать 4/5 экспозиции. И 3 часа оказывается уже прошло. В общем надо туда как-нибудь основательно с палаткой приехать на недельку.
А теперь о деталях.
Музей платный. В смысле он не входит в клуб бесплатных праздничных музеев Москвы. Однако цены вполне себе бюджетные - 250 р. для взрослых, 100 р. - школьники и бесплатный билет (надо обязательно брать в кассе) для тех, кому меньше 6-и. Фотосъёмка и видеосъёмка разрешены и бесплатны. Далее гардероб. Про туалет в музее, ладно, не будем - он просто есть. Стоит отметить, что наша семья опытная и в музей приезжает пораньше, чтобы успеть нормально сдать куртки в гардероб и начать смотреть экспозицию. Советую туда ехать прямо к открытию (к 10 часам), либо потом придётся стоять в адской очереди, и не говорите, что я не предупреждал.
Осмотр экспозиции начинается на втором этаже, и на первом же пролёте, который представляет собой своеобразный балкон нас встречает 3-х этажное потрясающее панно на тему животных и эволюции. Хитрость в том, что пол и потолок там сделаны в виде зеркал, поэтому заглядывая через перила вниз, видишь бездонный колодец уходящий в мутною темноту бесконечности. Туда, в общем, улетела моя челюсть, вывалившаяся из раскрывшегося рта. Вверх видно тоже самое. Я был словно Люк Скайвокер, который смотрел вниз на бездонную пропасть реакторного стержня Небесного города.
Всё остальное было ничуть не хуже. Причём это касается не только основного материала, но и оформления залов.
Внутри я ликовал. И не мог пропустить ни одной надписи. Поэтому я завис в первом зале, даже общий нарастающий шум надвигающейся массы людей, проснувшихся около 12-и, и решивших куда-то сходить с ребёнком, ушёл далеко на задний план. Вокруг меня мельтешили люди, для меня было только содержимое витрин, стен, в общем, я был наедине с палеонтологией.
В меня как будто вкололи дозу интеллектуального адреналина с ностальгией, пробудив детские давно позабытые искренние увлечения
А ведь у меня где-то валяются некоторые окаменелости - кораллы, брахиоподы, ещё что-то, не помню что, но надо будет поискать.
- Мама, не делай, пожалуйста, меня меньше, чем я есть. Сними меня нормально - без вспышки в лоб и с моего уровня.
Конечно, всякая мелочь детей редко когда интересовала. Все бежали сразу в главные залы, где были расположены большие скелеты травоядных и хищных динозавров, а также вымерших первых млекопитающих и всяких "человеков". Знаний в экспозиции много. Но усвоить смогут не все, так как всё описание идёт на сугубо научном языке, где термины и взрослого человека могут в тупик загнать. Тем не менее нужно читать всё, особенно в начале экспозиции, где много про самых простейших и самых первых на Земле.
Залы огромны, рассматривать экспозицию можно часами. Тут отмечу первый недостаток - отсутствие скамеек. Причём это болезнь вообще всех наших музеев, которые не хотят задерживать посетителей внутри, а пытаются всеми силами измотать до смерти и выкинуть на улицу после бонусной адской очереди в гардероб. Лавочки бы привлекли внимание, особенно если бы их сделали в одном стиле с большими деревянными дверями между залами с уникальными петлями в виде некоторых биологических форм на каждой из дверей.
Насекомых постарался осмотреть с особой тщательностью, насколько это было возможно в ситуации, когда тебе уже намекают на выход вследствие усталости и голода собственные личинки.
Палочника я пропустить никак не мог!
Как видно, некоторые древние профессии мы унаследовали ещё от динозавров, чему свидетельствуют мощные развитые передние лапы, что позволяло женским особям не думать о пище, т.к. самцы сами её приносили и закладывали в складки тазобедренного сустава.
Оформление стендов просто отвал башки.
Плохенькую панораму привожу для восприятия масштаба бедствия. Панно во всю стену двухэтажного зала. И это не фото-обои, а настоящая картина.
Экспозиция гигантская, знаний на несколько недель тщательного осмотра. Хочется надеяться, что музей не стоит на месте и расширяет свою базу знаний соответственно сделанным открытиям как в российской так и мировой палеонтологии. Всё-таки в последние годы много чего интересного понаоткрывали. Ввиду моих скудных объёмов данных по теме не смог произвести дОлжное сравнение.
Неужели вы смогли дочитать да этого момента?
Тогда последний самый важный момент.
За автоматическое форматирование теста "Justify" нужно расстреливать без суда и следствия. Я не могу понять как такое можно было принять?! Почему оформители забыли о знаках переноса и вообще об элементарных правилах вёрстки текста?! Такой текст сводит на нет все остальные прелести экспозиции, словно заходишь в золотой зал с уникальной акустикой, где мужчины, одетые в строгие смокинги, а женщины в вечерних платьях затихли в ожидании первых аккордов изысканной камерной музыки, а ты, вдруг, на вес зал как смачно БЗДНЁШЬ!!! И только эхо отражается в стенах, и еле слышный шёпот, и неловкое осуждающее переглядывание.
Но не будем о грустном.