Страницы полевых дневников
16 марта, 2006
Río Biavo, между Vista Alegre и San Miguel.
"awíwa - съедобные гусеницы дневной бабочки, дл. около 6 см
kidzipinto - собирательное название для ночных бабочек
kintisillu - собирательное название для колибри
mamáku - муравьи-листорезы
paujita - паухиль
Рио-Бьябо - приток Укаяли. Много быстрин, ширина в нижнем течении около 200 м, в среднем около 100. Течет в холмах, поросших "alta selva", как говорят здесь. В действительности это относительно пологие холмы, густо заросшие лесом. Относительно сухо и не так влажно, как на низинах. Пальм немного, в основном тагуа. По берегам реки разбросаны поселения метисов - небольшие, в пару десятков домов с глинобитными стенами и высокими пальмовыми крышами. Также есть дома со стенами из досок или же тонких деревцев. Индейское население - крайне незначительно. Живет в двух поселениях и между ними - Виста-Алегре и Сан-Мигель. Во многом смешавшиеся с метисами кечуа, выходцы и их потомки из городка Ламас, что стоит на дороге Тарапото - Мойобамба. Стариков мало, тех, что говорят на кечуа. Население живет тем, что выращивает маис, который затем отправляют вниз по реке на моторных лодках. Растят его на чакрах, которые расположены по склонам холмов, часто довольно крутых. Развито скотоводство - лошади, свиньи и коровы. Держат кур и собак.
Остановился в доме старика - Мигеля Исуиса, расположенном между этими двумя поселениями.
Выходцы из Ламас - фактически колонисты, заселившие эту реку свыше двадцати лет назад вместе с метисами. Причина колонизации - отсутствие свободной земли в исходных местах проживания.
Язык кечуа (ламас) отличается от языка Пастасы и Напо. Мигель говорит, что не понимает тех людей, хотя много лет проработал мотористом на Пастасе.
Так, здесь есть звук /o/, после "n" звук /t/ не переходит в звонкий /d/, а "ll" звучит как /dz/. Отличаются практически все названия животных и растений.
Никаких других индейцев, кроме кечуа-ламас, здесь нет, как нет и выше по реке. Река течет в так называемой Cordillera Azul, которая действительно кажется голубоватой издали - с освоенных рисовых полей близ устья Бьябо.
Выше по реке, в пяти-восьми часах ходу по ненаселенной местности, находится условная граница национального парка, где низкая сельва, много сырых агуахалей, комаров, москитов, обезьян, ягуаров, рыбы и кайманов.
Также рассказывают о yakumama и sachamama - огромных толстых боа черного цвета, длиной сорок-пятьдесят метров, живущих в реках, озерах и агуахалях. По ночам они имеют обыкновение "бухать". Говорят еще, что у sachamama есть уши, настоящие ушные раковины, а морда у нее раскрашена полосами. Длина около 3 м.
Колонизация мети сами и кечуа-ламас началась в середине 1980-х годов, когда в 1985 было основано поселение Виста-Алегре. Прежде в этой части реки никто постоянно не жил, но кечуа регулярно совершали охотничьи экспедиции на Бьябо.
В результате достаточной удаленности от места рождения первое поколение (сегодня - средних лет), рожденное на Бьябо, почти не говорит на кечуа; второе поколение - дети, не говорит вообще. Причина того - испаноязычное окружение, которое преобладает в рядах колонистов.
Любопытно, что колонисты из Ламас - горожане, т.к. кечуа-ламистас живут в основном в городе. Отсюда и язык кечуа совершенно смешался с испанским.
Индейцы имеют некоторое представление о supay, о Sacha Runa, но все они ограничиваются расхожими типичными поверьями, характерными для серды метисов не только этого района Перу, но и Эквадора. Каких-либо аутентичных поверий пока не встретил.
Проведя в Нуэво-Куско несколько часов перед отбытием вверх по реке, узнал, что словом "gringo" называют не только белых-европейцев, но и собак с серыми глазами. Мигель также использует слово "гринго" для обозначения колонистов-метисов (испаноговорящих).
Местные достопримечательности: где-то в лесах в глубине основаного "национального парка" живут дикие индейцы, которые, согласно расхожему мнению, не едят соль и вооружены луками и стрелами, которыми убивают незванных гостей. Чтобы найти их надо углубиться в лес на 3-4 дня пути. Они не пользуются мачете, когда делают тропы, но лишь заламывают ветки. Говорят, что они прячутся, как только заслышат приближение людей, а слушают они, прислоняя ухо к земле. Живут они вдали от большой реки, по кебрадам. Любопытно, что до сих пор они никого еще не убили своими стрелами. Мигель говорит, что им некуда деваться, т.к. они окружены со всех сторон и им некуда идти. Зувут их awka или infieles. На чакрах иногда находят каменные топоры или заточенные камни, иногда горшки из глины. Считается, что их делают аука. Горшки отличаются от тех, что лепят сами кечуа, по словам Мигеля".
"Клуб путешествий Андрея Шляхтинского"
www.amazanga-adventure.ru Новые направления 2009 года: КОЛУМБИЯ и ВЕНЕСУЭЛА