Южные ворота Хофбурга
Венский Хофбург - это величественный «город в городе», состоящий из нескольких зданий, дворов и площадей. Он создавался на протяжении шести столетий, и практически каждый австрийский император добавлял в него что-то свое, сообразно своим нуждам и вкусам. Сфотографировать его целиком практически невозможно из-за грандиозных размеров.
Первое упоминание о королевском замке в Вене относится к XIII веку. А два столетия спустя Хофбург был уже настоящей крепостью. В 1462 году здесь выдержал тяжелую осаду император Фридрих III, против которого восстал его брат и соперника, эрцгерцог Альбрехт.
Впрочем, от тех времен сохранилось немногое. Самая старая часть современного Хофбурга - это Швайцерхоф (Швейцарский двор). Он построен в XIV веке, но название его возникло тремя столетиями позже, когда там разместилась швейцарская гвардия - личная охрана императрицы Марии-Терезии.
Ведущие в Швайцерхоф Швейцарские ворота, пожалуй, самый интересный памятник Вены эпохи Ренессанса. Они воспроизводят классический тип парадной арки, пришедшей в итальянское искусство Возрождения из Древнего Рима. Некогда к ним прикрепляли цепи единственного в Хофбурге подъёмного моста.
С другой стороны вход в Хофбург лежит через Михаэлертор - величественные ворота архистратига Михаила.
Один английский путешественник в 1668 году писал, что «императорская резиденция в высшей мере превосходна, великолепно и роскошно сооружена». Однако в первой половине XVIII века императору Карлу VI это великолепие показалось недостаточным, и он предпринял в Хофбурге новое строительство, в результате которого площадь Иосифа (Йозефплатц) приобрела свой современный вид.
В 1814 году, после победы над Наполеоном, Вена стала местом проведения европейского конгресса, который должен был перекроить политическую карту Европы.
На конгресс в Вену съехалась вся монархическая Европа. В одном императорском дворце Хофбурге разместились два императора, две императрицы, четыре короля, два наследных принца, два принца и две великие княгини. Их содержание обходилось венскому двору ежедневно в 50 тысяч флоринов, а всего за время конгресса императорская казна истратила сумасшедшую сумму - 40 миллионов флоринов.
Наибольшее любопытство венцев вызывали русский царь Александр и вюртембергский король Фридрих, невероятно толстый человек с животом, свисающим складками до колен, из-за чего за трапезой ему отводили специальное место, с выпиленным в столе полукругом.
Время шло, а открытие конгресса все откладывалось. Дело было в том, что между союзниками обнаружились глубокие разногласия. Зато светская жизнь шла полным ходом, не зная ни затруднений, ни заминок. Всеобщую известность приобрела острота князя де Линь: «Конгресс танцует, но не двигается с места». В октябре венские газеты не напечатали ни одной статьи о работе конгресса, но в каждом номере неизменно публиковался отчет об увеселениях минувшего дня.
Хофбург во время празднеств превращался в чарующую сказку. Коридоры и арки украшались тропическими растениями из оранжереи. Зал Редутов, предназначенная для танцев, убирался цветами с тонко подобранными красками и ароматами, каждый раз обивался новыми шелковыми обоями с серебряными бордюрами и обставлялся мебелью, обитой бархатом и богато позолоченной. Ослепительно сияли восемь тысяч свечей. Оркестры, искусно скрытые за зеленью, играли полонезы и вальсы.
В пятнадцати салонах первых красавиц Европы пятнадцать оркестров также ежедневно услаждали слух гостей популярными мелодиями.
Народ довольствовался легкой музыкой на воздухе, в садах и парках столицы.
К весне 1815 года разногласия в политических вопросах были кое-как улажены. 7 марта в Хофбурге давали «Севильского цирюльника». Во время представления австрийскому канцлеру князю Меттерниху подали пакет со срочным донесением из Италии. Князь, не распечатывая, сунул его в карман. Наутро он вспомнил о депеше и вскрыл конверт. В первую минуту он не мог поверить своим глазам. Австрийский поверенный в Ливорно сообщал, что Наполеон бежал с Эльбы. Развлечения пришлось отложить до лучших времен.
С тех пор в Хофбурге сохранились аппартаменты Александра I, можно осмотреть их вместе с покоями австрийской императорской четы.
Последний этап строительства Хофбурга представляет Нойебург (Новый Бург), построенный на рубеже XIX и XX веков с элементами стиля модерн. По замыслу властей, Нойебург должен был стать «форумом» Австро-Венгерской монархии, но осуществлению этих планов помешал развал империи, совпавший с окончанием Первой мировой войны.
Медного всадника в Вене нет ни одного, зато полным-полно бронзовых. Они изображают знаменитых правителей и полководцев, которые олицетворяют былую мощь Австро-Венгерской монархии. Каждый из них заслуживает особого рассказа. Я познакомлю вас с генералиссимусом австрийской армии эрцгерцогом Карлом. Конный памятник ему установлен на площади Героев рядом со зданием Нойебурга.
В молодости эрцгерцогу Карлу довелось поучаствовать вместе с Суворовым в войне 1799-1800 годов против термидорианской Франции. Правда, в швейцарском походе австрийцы за свои двусмысленные действия получили от русских звание предателей. Но кое-чему от непобедимого русского полководца эрцгерцог Карл все-таки научился.
Его звездный час пробил в 1809 году, когда Наполеон, заключивший Тильзитскую сделку с императором Александром о разделе сфер влияния в Европе, решил разделаться с Австрией. Весной французские войска устремились прямо к сердцу Австрийской державы - Вене. Эрцгерцог Карл был назначен главнокомандующим австрийской армии. 21 - 22 мая 1809 года состоялось сражение при Асперне - селении, расположенном недалеко от Вены на левом берегу Дуная. Неожиданно для всей Европы эрцгерцог Карл нанес Наполеону серьезное поражение - первое в многолетней военной карьере французского императора. Потери французов составили 37 тысяч человек.
Конный памятник показывает Карла в решающий момент битвы. Со знаменем в руках он обращается к своим отступающим солдатам с призывом умереть за родину. Слова командующего вдохнули мужество в сердца оробевших австрийцев.
Впрочем, сражение при Асперне не оказало существенного влияния на исход войны. Наполеон быстро собрался с силами и в начале июля покончил с австрийской армией в сражении при Ваграме. Карл самовольно вступил в переговоры с Наполеоном о перемирии, за что австрийский император Франц отправил его в отставку. Но это уже ни на что не повлияло. Вене пришлось принять на постой французскую армию.
Решение о возведении памятника эрцгерцогу Карлу было принято в 1848 году, спустя год после его смерти. Для того, чтобы лошадь Карла встала на дыбы, понадобилось 300 тысяч флоринов и 20 тонн металла. Это был самый увесистый памятник своего времени. 21 мая 1860 года символ военной славы Австрии был торжественно открыт. Но величие и мощь империи были уже позади. В том же году французский император Наполеон III наголову разгромил австрийскую армию в сражении при Солферино.
15 марта 1938 года с балкона Нойебурга Гитлер провозгласил аншлюсс Австрии.
Сегодня в Хофбурге располагаются ряд правительственных организаций Австрии и ОБСЕ. В помещениях дворца, куда пускают посетителей, находятся знаменитый зимний манеж Габсбургов, выставка сокровищ австрийских императоров (в её коллекции изготовленная в 962 году корона Священной Римской империи и австрийская имперская корона), а также отдельный зал «Бургундской сокровищницы» с регалиями герцогов Бургундских и так называемым «Священным копьем, которым якобы был пронзен распятый Христос.
Это корона Х в.
Но наша Оружейная палата в целом производит более сильное впечатление.
В отдельно стоящих зданиях Хофбурга расположены уникальная Австрийская национальная библиотека, в которой хранится более двух миллионов книг, нот, рукописей и древних манускриптов, а также одно из богатейших художественных собраний мира - Галерея Альбертина.
Кажется, пока еще никто не подсчитал, сколько лет нужно потратить, чтобы как следует ознакомиться со всеми этими чудесами человеческого гения.