Ехали туда на метро - всего три станции с одной пересадкой (до остановки Музейный квартал, Museum-Quartier). Два слова о венской подземке (U). Она неглубокая и постоянно выныривает на поверхность.
Это, например, наша станция Пильграмгассе (названа в честь строителя собора св. Стефана).
Оформление станций на московский взгляд убогое или весьма спорное:
Но этот пробел с лихвой восполняется отличной организацией движения.
Поезда ходят строго по расписанию, которое высвечивается на электронном табло. В отличие от московского метро, венское метрошное табло показывает время, которое осталось до прибытия поезда (что гораздо удобнее), а не сколько прошло после его отбытия (какая пассажиру разница?). Интервал движения днем - 3-5 минут, вечером может увеличиться до 8-10 мин. От станции до станции поезд идет примерно минуту. За 20-25 минут можно проехать всю ветку из конца в конец. Всего насчитывается 5 веток (линий) метро, хотя на схеме они пронумерованы от 1 до 6. Просто 5-я ветка отсутствует - ее по каким-то причинам не смогли построить, а перенумеровывать остальные ветки не стали. Все линии выделены разными цветами, причем и метрошные таблички на поверхности города - сразу видишь, рядом с какой линией находишься, очень удобно для ориентации.
На каждой станции есть лестница, эскалатор и - диво-дивное - лифт. В принципе, он для инвалидов и стариков, но пользуются все желающие.
Внутри вагона
На сиденьях лежат бесплатные газеты, возле окон висят на леске бесплатные журналы. Многие их просматривают, с собой никто не уносит :). Непривычнео и то, что дверь в вагон (изнутри или стоя на платформе) нужно открывать самому.
Вход в метро свободный, в смысле без турникетов. Билет компостируешь сам. За безбилетный проезд штраф - 60 евро. Контролеры ходят редко, мы за 10 дней видели их три раза. Вот они, дожидаются поезда
По количеству музеев и выставочных залов Вена превосходит любую другую столицу мира. Художественно-исторический музей - самый крупный и самый известный из венских храмов искусств.
Он находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии. Занимает одно из монументальных зданий-близнецов, построенное в 1891 году в рамках гигантского проекта имперского форума, оставшегося незавершенным. Во втором здании, возведенном через 10 лет после первого, расположился Естественно-исторический музей. Соседство двух музеев вроде предрасполагает к тому, чтобы в один заход осмотреть художественную экспозицию и перейти к экспонатам естественных наук. Но, видимо, еще не родился тот турист, у которого хватило на это сил. Мы, например, провели в картинной галерее больше 6 часов. Взрослый билет - 12 евро.
Хорошо еще, что там есть, где отдохнуть
Имеется и недурной буфет, хотя, конечно, дороговатый. Фотографировать разрешено (бесплатно), но без вспышки, поэтому освещения часто не хватает. Так что далеко не все, о чем здесь пишу, могу проиллюстрировать. Ну да Интернет вам в помощь.
Художественно-исторический музей хранит огромную коллекцию, собранную за несколько веков династией Габсбургов. Начало ей положил в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан великому герцогу Леопольду Вильгельму, чья коллекция стала ядром нынешней Картинной галереи. Будучи в середине XVII века наместником Нидерландов, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV - XVII веков и произведениями итальянского Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Веронезе, Тинторетто, Корреджо, Караваджо и других. Но подлинные жемчужины итальянской коллекции - это, конечно же, полотна Рафаэля и Тициана.
Вот прелестная "рафаэлька"
Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять полотен, среди которых прославленная «Зима» (или иначе «Охотники на снегу»).
Этот шедевр особенно любил Андрей Тарковский, запечатлевший его в двух своих фильмах - «Солярис» и «Зеркало».
В залах XVII века советую обратить внимание на картину Вермеера Дельфтского. Этот голландский художник оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других великих голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее, два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская «Шубка», изображающая юную супругу художника, заслуживают того, чтобы вдоволь полюбоваться ими.
В музее представлены также немецкая и испанская художественные школы. Нет здесь только шедевров французского искусства, ибо с Францией Габсбурги традиционно воевали. В 1814 году австрийцы хотели было ограбить Лувр, но Александр I не позволил им сделать это. А другого такого случая австрийцам больше не представилось.
В залах работают недурные копиисты
На первом этаже представлена большая коллекция античного искусства и артефактов.
Оригинальное дизайнерское решение
В залах нумизматической коллекции нам показалось особенно интересным собрание портретов всех членов западноевропейских владетельных домов - от Португалии до Польши и от Англии до Ватикана. Эти небольшие портреты сотнями развешаны по стенам
Площадь, на которой стоят Художественно-исторический и Естественнонаучный музеи, украшена огромным памятником императрицы Марии-Терезии.
С ее именем связан «золотой век» Австрийской империи.
С ее отцом, австрийским императором Карлом VI, случилась история, частенько приводившая к угасанию европейских династий: супруга рожала ему одних девочек. Потеряв надежду на рождение сына, Карл VI незадолго перед своей кончиной подписал указ о престолонаследии - так называемую «прагматическую санкцию». Согласно этому документу австрийский престол должен был отойти к старшей из четырех дочерей императора - 24-летней Марии Терезии, супруге венгерского короля и лотарингского принца Франца Стефана. Ведущие европейские страны гарантировали правомочность «прагматической санкции» и целостность Австрии. Один только прусский король Фридрих II несколько раз пытался обобрать юную наследницу. Но позабывшего о галантности вояку уняли, не без помощи России, наголову разгромившей Пруссию в ходе Семилетней войны 1756-63 годов.
Мария Терезия правила Австрией долгие сорок лет - с 1740 по 1780 год. В отличие от многих других женщин-правительниц, в том числе своих современниц, она вошла в историю не своими любовными похождениями, а счастливой семейной жизнью. Мария Терезия прожила с мужем в любви и согласии почти 27 лет, и когда он умер, безутешная вдова даже точно подсчитала временную продолжительность своего счастья. Вышло ровным счетом 335 месяцев, или 1540 недель, или 10 781 день, или 258 744 часа. Супруги имели 16 детей, трое из которых умерли в раннем возрасте.
Свои чувства любящей супруги и заботливой матери Мария Терезия переносила и на своих подданных. Она провела в Австрии много реформ, которые сделали бы честь любому правителю. В частности, по ее распоряжению было введено обязательное шестилетнее школьное обучение и запрещены пытки и телесные наказания. В Вене при ней были достроены многие старые дворцы и возведены новые. В 1770 году дома Вены впервые получили нумерацию. Табличка с номером «1» была прикреплена на стене императорского дворца Хофбурга.
К сожалению, венцы отплатили своей императрице черной неблагодарностью - и всего-то навсего за один-единственный непродуманный указ. Незадолго до смерти Мария Терезия ввела высокий налог на вино, которое при ней относилось к предметам роскоши. Это распоряжение вызвало среди жителей Вены такую жгучую обиду, что большинство из них не пожелало проводить свою императрицу в последний путь.
Сейчас, кстати, бокал вина в венских ресторанах и кафе стоит от 2-2,5 евро, примерно как чай. Для вина довольно дешево, для чая - дороговато.