20.07.2015 г., МАМТ.
Делаю репост с форума. Начинается он как ответ на реплику другого участника, которую тоже воспроизвожу.
Grey Grey писал(а):
Мне Бабаев понравился, может не так технично исполнял танец во втором и третьем акте, как Загребин, но по пластике, по передаче чувств очень убедительно получилось.
Бабаев вчера вполне удачно выступил (особенно впечатляюще это было в сравнении с дебютным выходом весной). Но, положа руку на сердце, мне все же не хватало Загребина, как не хватало Першенковой - Лариш и Михалева - Мидлтона. Причем всех троих по одной и той же причине: они играл свои роли так, что их персонажи занимали в спектакле строго определенную нишу, вносили в него те краски, которые были необходимы для целого и способствовали тому, что это целое образовывалось.
Например, у Першенковой Лариш как бы пыталась заменить Рудольфу мать. Все ее поступки - и самоличное оказание любовных услуг, и сводничество, и готовность подать в нужную минуту очередную дозу наркотиков - читались именно как попытки любой ценой сделать Рудольфа счастливым хотя бы на минуту. Поэтому и сцена столкновения Лариш с императрицей выглядела не перебранкой двух женщин, а трагическим спором матери по крови, которая так и не смогла найти с сыном общего языка, с матерью "по факту", которая общий язык нашла, но этим только вернее привела героя к гибели. (Пожалуй, сейчас в Москве только Эгина Захаровой может сравниться по масштабу и сложности с Лариш - Першенковой).
Братфиш Загребина был единственным светлым человеком, блуждавшим среди паноптикума "Майерлинга". На последних своих московских спектаклях Дмитрий завершал эту линию роли, обыгрывая потерю равновесия в конце соло третьего акта: в это мгновение казалось, что свет внутри Братфиша погас, и теперь уже ничто не освещает мрака разлитой на сцене трагедии.
Конечно, невозможно забыть Мидлтона - Михалева: какой запоминающийся, объемный персонаж, вылепленный из минимума данного постановщиком материала! Пустота, конец человеческой натуры, закованные во фрак и увенчанные безупречной прической, обозначали переход трагедии в гротеск, изломов жизни - в пародию на эти изломы.
У Микиртичевой, Бабаева и Пухова эти же герои получаются слишком самодостаточными, существующими как бы сами по себе. Кроме того, Эрике очень не хватает значительности в сцене гадания. Першенкова действительно выглядела здесь посланницей судьбы (и это идеально попадало в музыку!). У Эрики же в Лариш, на мой вкус, слишком много плутовства. Кстати, и Братфишем и Миддлтоном, я думаю, мог бы быть Мануйлов. Вчера весь вечер было как-то грустно от того, что в таком густонаселенном спектакле для Сергея не нашлось места лучше, чем в четверке офицеров.
Поностальгировав вволю о том, чего нет и не было, скажу несколько слов о том, что было.
Начался вчерашний спектакль несколько смазано. В прологе двое муЩЩин в черном, присутствовавших на похоронах Марии (отождествить их с кем-то из действующих лиц мне за 2,5 года так и не удалось) зачем-то шагали в ногу и синхронно жестикулировали. Это выглядело странно, если не сказать комично. Массовые сцены на балу и танцы фрейлин императрицы потеряли слаженность. Действие вошло в колею где-то с третьей картины, причем, не только у героев, но и у кордебалета - горничные Стефании оттанцевали на 5+. Дуэт Рудольфа с женой захватил, хотя стал спокойнее в сравнении с премьерой, когда за Лименько становилось просто физически страшно.
Ну а безо всяких скидок отличный спектакль начался во втором акте, с появлением Оксаны Кардаш . В достаточно прямолинейной и, прямо говоря, неглубокой роли Митци Каспар она сумела найти отнюдь непростой второй план. Ее ленивые порхания по задымленному кабаку, механические открывания ног в адажио отдавали каким-то циничным желанием отомстить за отношение к себе. Если окружающие видят в Митци лишь красивое тело, то она заставит их поклоняться этому телу; докажет, что и при таком ее положении она все же управляет инстинктами толпы, а толпа - повинуется. (A propos - но вообще, я все время думал, что лучше бы Эрике быть Митци Каспар, а Оксане - графиней Лариш).
Растанцевался ко второму акту и Полунин. По сравнению с предыдущими спектаклями его Рудольф стал человечнее и теперь вызывает к себе больше сочувствия. В прошлом сезоне Сергей строил роль на мрачном неверии в мир, из которого рождалось желание издеваться над всем самым дорогим для окружающих его людей. Вчера на первый план выступил мотив потерянности кронпринца, его неспособности найти вокруг себя хотя бы одну светлую точку, хоть какую-то опору. И все эскапады героя воспринимались как попытки испытать мир на прочность, вызвать в ком-нибудь простую человеческую реакцию. (Как при этом все-таки не хватало рядом Лариш - Першенковой, с ее темой материнства!).
Об Анне Оль, коль скоро это было ее последнее выступление в "Майерлинге", я напишу отдельную рецензию для журнала.
Настя Лименько как всегда прелестна в старинных костюмах и в светлом парике. Но роль Стефании она переросла, и, сдается мне, что могла бы стать неплохой Марией.
Еще хотелось бы выделить Алексея Карасева - Франца-Иосифа, в особенности - за его игру в последнем просцениумном эпизоде. Раньше эта сценка строилась исключительно на контрасте величественных портретов Габсбургов и почти комической фигуры постаревшего и располневшего живого императора. Теперь же к этому добавился лирический план. Очень четко вчера прочитались в жестах и позах Франца-Иосифа не только его смущение перед лицом предков, но и понимание того, что конец династии близок, что будущего нет и не будет; ощущение близящегося заката империи и чувство вины. За это Алексею "Браво!" три раза:)
Продолжая волнующую всех тему будущих составов балета, скажу, что, на мой взгляд потенциально хороший Рудольф - Михалев и, возможно, Мануйлов. (Хотя в душе я все еще мечтаю о реализации когда-то уже озвучивавшейся на форуме идеи пригласить на роль Рудольфа Лобухина). В роли Елизаветы хорошо представляю Сомову. Кардаш - и Марией, и Лариш, Марией - Лименько. Вот как-то так, думаю, не проблема собрать составы, если подойти с умом к делу.
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.