Времени долго обдумывать пост нет, поэтому возвращаюсь к столь нелюбимому и тщательно избегаемому мной формату "быстро-быстро".
Первый акт прошел даже очень хорошо. Был чудесный ансамбль, мизансцены просто жили. Е.Головин (один из двух друзей) меня поразил - создал очень харизматичную характерную роль практически на пустом месте. И.Цвирко поставили в классическую тройку с К.Ефимовым и И.Алексеевым, и он, несмотря на свое деми-характерное амплуа, абсолютно ни в чем не уступил им, а оттанцевав Па де сис, вовсю включился в и на игровой «территории» оказался уже самым ярким из всей тройки. При том в шотландском костюме смотрелся совершенно роскошно. Чего, увы, не скажешь об Алексееве - на редкость неудачная работа костюмера: блуза, выпущенная из килта, укрупнила торс, а волосы, убранные под берет, округлили лицо. Ефимов высоко прыгал и чисто делал заноски (про себя я подумал, что у театра есть в его лице потенциальный Джеймс).
Четверка героев (Джеймс - В.Лопатин, Гурн - Д.Савин, Сильфида - Е.Крысанова, Мэдж - И.Зиброва) играли так, что на сюжет ложилась тень роковой предопределенности: и Джеймс на Эффи с самого начала почти внимания не обращал, и Гурн не особо сомневался, что она выйдет за него (у него были все основания - по внешности и по танцевальной характеристике он ни в чем не обделен по сравнению с Джеймсом, а к Эффи куда более внимателен и заботлив).
Крысанова играла и резвилась, уверенная в своей неотразимости, а все эпизоды, где Сильфида плачет и жалуется, у нее напоминали слезы ребенка, который знает, что сумеет с их помощью добиться своего. Еще ее Сильфида вызывала ассоциации с Одиллией (собственно, по сюжету так и есть), только совершающей свое дело не со зла, а из-за какого-то по-детски наивного эгоизма.
Мэдж не думала ни о тепле камина, ни о вине - в общем, было ясно, что она пришла сюда именно к Джеймсу, а все остальное - не больше, чем предлог и неизбежные формальности.
Не замечала всего этого только Эффи (А.Ребецкая) - резвилась не меньше самой Сильфиды, но, кажется, была влюблена не столько в жениха, сколько в идею того, что она выходит замуж. Потому впоследствии и за Гурна согласилась выйти без особых душевных мук.
Интересная интерпретация, но местами расходящаяся с хореографией. Так, Лопатин, выходя на сольную вариацию, должен был на время выключить нелюдимость своего Джеймса, а затем снова ее «включить» (переход от актерской игры к улыбке балетного солиста и обратно был слишком заметен).
Во втором акте сильфиды немного несинхронно сходили арабесков, в круге не очень ровно держали интервалы и как-то нехорошо покачивались и помахивали руками - пор де бра должно быть другим, это «недолебединое» сюда (да и вообще никуда) не подходит. Одну или двух танцовщиц в этот состав кордебалета поставили по какому-то недоразумению - из-за роста их арабеск не вписывается в общий рисунок. Замечательна первая Сильфида - А.Тихомирова: мечтательное лицо, нежная улыбка, в общем стильная работа корпуса, мелкое, но без отбивания дроби, сюиви. Чудесно, музыкально протанцевала вариацию.
Сильфида - Крысанова, приведя Джеймса в лес, продолжала играть и резвиться, но зато выход перед финальной сценой (когда Джеймс уже получил шарф от Мэдж) сыграла очень меланхолично - покатые плечи, полузакрытые глаза, склоненная голова, «плачущие» протяжные движения рук. Есть гравюра, где Сильфида - Тальони выходит из кустов. Хотя поза там другая, но пластика и абрис фигуры Екатерины напомнили то изображение.
Та самая гравюра:
А когда при появлении Джеймса грусть исчезла, и Сильфида ожила и засветилась - казалось, что она повзрослела, что в ней проснулась настоящая любовь.
Сцена смерти была сыграна на резком контрасте: детское, незамутненное веселье предыдущих эпизодов сменялось рыданием. Существо, рожденное для невинных игр и ничего, кроме них не знавшее, сталкивалось со смертью. В позах, в игре буквально читалось осознание того, что вот этот лес, это тепло, это пение птиц останется, и Джеймс останется, а она сейчас уйдет навсегда. Здесь наивная сказка поднималась до уровня шедевров романтизма. Я в этот момент вспомнил Нину из лермонтовского «Маскарада», ее реплику «Но я - я жить хочу».
И новый контраст - полная умиротворения поза в сцене вознесения, последний покой, обретенный в смерти.
Джеймс - Лопатин, замкнутый и нелюдимый в первом акте, во втором как будто оттаивал и становился даже наивным - так он провел обе сцены с Сильфидой и сцену с Мэдж.
Мэдж - Зиброва играла без капли гротеска - для определения ее героини больше бы подошло слово фурия, чем ведьма. Такой образ усиливал оттенок фаталистичности происходящего.
Гурн - Савин, кажется, вначале искренне хотел найти Джеймса, но потом без излишней рефлексии согласился на предложение Мэдж. Я же про себя в этот момент согласился с Ю.Слонимским, считавшим эту сцену лишней в балете и в свое время посоветовавшим Э. М. фон Розен купировать ее. Все-таки она бросает не очень уместный отрицательный блик на характер Гурна. Может быть, не стоило бы пропускать ее совсем, но как-то изменить эпизод с беретом Джеймса. Например, поставить его так, чтобы Мэдж выбрасывала берет еще до появления Гурна и потом отговаривала его только продолжать поиски (т. е. чтобы не было прямого обмана Эффи с его стороны).
О технической стороне писать особо нечего - все было станцовано на уровне, но выделить что-то в положительном или отрицательном плане не берусь. Разве что, Крысанова чуть пересуетилась в третьем соло в Па де сильфид. А в первом акте (хотя, это относится не к танцу, а к актерским накладкам), они с Лопатиным слишком долго разбирались с исчезновением Сильфиды в кресле.
Напоследок пожелание операторам прямых трансляций - не брать в пантомимных сценах такие близкие планы. Актерская игра в балете как правило рассчитана на восприятие на расстоянии (из зала), поэтому в близи она кажется утрированной.
П.С. Пользуясь поводом, предупреждаю, что если кто-то в комментариях к этой или какой-то другой записи начнет доказывать, что артистов нельзя оценить по записи - последует бан.
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено.